Восточный экспресс. Как Украине повторить корейское "индустриальное чудо"
Шесть шагов к реанимации отечественной промышленности
Как пройти путь от аграрной страны без малейшей технологической базы к мощному промышленному гиганту и инновационной экономике, Украина может поучиться у Южной Кореи.
Уникальность южнокорейского опыта заключается в том, что выйти на этот путь страна смогла после военного конфликта 1950–1953 годов. Как и современная Украина, послевоенная Корея испытывала острый инвестиционный голод. И потому на первых этапах ставка была сделана не на привлечение прямых иностранных инвестиций, а на использование механизмов обратного инжиниринга, заимствование инноваций, производство комплектующих и приобретение иностранных лицензий. Кроме чисто экономической выгоды, страна таким образом обеспечила подготовку и повышение квалификации собственной рабочей силы. Использование иностранных технологий жестко регламентировалось и было сфокусировано на потребностях стратегических отраслей. Вместе с тем зеленый свет был дан импорту капитальных товаров и заводов "под ключ".
Локомотивами развития стали частные конгломераты (чеболи). В условиях неразвитой инфраструктуры, дефицита на рынках капитала, нехватки квалифицированной рабочей силы и технологий они взяли на себя расходы и риски внедрения сложных технологий и их дальнейшего развития. Результатом стало создание мощностей мирового уровня, а также собственных брендов и сетей сбыта.
Затем, в 1980-х годах, наряду с постепенной либерализацией режима иностранного инвестирования в Корее был создан ряд индустриальных парков — так называемых зон иностранного инвестирования. Специально для них власти ввели налоговые льготы и скидки, обеспечив ослабление административного регулирования, снижение арендной платы и сокращение лизинговых затрат на землю для строительства заводов. Также иностранным инвесторам предложили денежные гранты для реализации проектов, способствующих развитию научно-исследовательского потенциала Кореи и национальных высокотехнологичных производств.
Такая политика позволила Корее в период с 1960-го по 2015 год увеличить ВВП на душу населения со $110 до $27 440 (непосредственно ВВП — с $3,9 млрд до $1400 млрд), товарный экспорт — с $32 млн до $526 млрд, импорт — с $344 млн до $436 млрд. Доля высокотехнологичных товаров в корейском экспорте за последние 25 лет выросла с 18 до 27%. С 1960 года численность населения страны возросла вдвое — с 25 млн до 50 млн человек, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 53 до 82 лет.
"Уникальность южнокорейского опыта заключается в том, что выйти на этот путь страна смогла после военного конфликта"
До сих пор Южная Корея продолжает политику поддержки промышленного развития. Более того, концепция финансовой поддержки со стороны правительства трансформировалась из обычного кредитования стратегических отраслей в активную инвестиционную политику, направленную на развитие креативной экономики. Например, был создан научно-производственный комплекс "Технопарк" — специальная зона для венчурных компаний. Правительство начало реализовывать политику полной финансовой поддержки, логика которой очень проста: если хотя бы один человек является владельцем венчурной фирмы, государство финансирует R&D (научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы) и берет на себя расходы, связанные с оплатой арендованных помещений.
Поствоенный корейский опыт показателен для Украины, особенно учитывая значение промышленной политики в экономике. Но, конечно, слепо копировать, не учитывая местные особенности, было бы неправильно. Поэтому в украинских реалиях корейские рецепты индустриализации должны включать, по моему мнению, минимум шесть шагов.
- Назначение лица, ответственного за развитие промышленности на уровне заместителя министра МЭРТ и за начало полноценного функционирования профильного департамента министерства.
- Инвентаризация технологий — то есть организация комплексного аудита существующих технологий и создание соответствующего государственного фонда нематериальных активов; на первом этапе фонд должен предотвратить неподконтрольный отток технологий за границу.
- Анализ промышленного "правового поля", который должен включать разработку закона "О промышленной политике" и пересмотр отраслевых программ развития промышленности, в частности, авиастроения, судостроения, космической, энергетической отраслей, военно-промышленного комплекса, инфраструктуры и так далее.
- Формирование государственного заказа для стимулирования внутреннего спроса на промышленную продукцию.
- Законодательное совершенствование практики создания и функционирования индустриальных парков. Стимулирование на государственном уровне привлечения иностранных инвестиционных проектов на базе индустриальных парков.
- Создание полноценного экспортно-кредитного агентства для страхования и гарантирования экспортных контрактов, а также частичной компенсации процентных ставок по кредитам и стоимости страховых полисов (за счет госбюджета, госгарантий, международной финансовой помощи).
Эти шаги — минимально необходимый набор для промышленной реанимации. Пока на стадии рассмотрения парламентом и Кабмином вопросы развития индустриальных парков и создания экспортно-кредитного агентства. То, насколько успешно удастся с этим справиться, покажет, есть ли у власти задел для дальнейших шагов. Опыт Южной Кореи, а также послевоенной Германии показал, что вернуться на путь развития после активных военных действий можно даже за пять лет. Не вижу причин, почему бы нам не повторить этот опыт.