Искусство в массы. Почему во вручении литературной премии рок-музыканту нет ничего удивительного
Одна из причин, по которой некогда "низкий" жанр привлекает мэтров, возможно, заключается в потенциальном охвате аудитории
Когда Нобелевская премия по литературе досталась американскому певцу Бобу Дилану, публика выразила удивление, граничащее с сарказмом. Но в действительности революция в иерархии жанров назревала давно: рок-музыкант фигурировал в числе претендентов на получение престижнейшей литературной награды и в 2010-м, и в 2011-м и в 2012 году. Ничуть не умаляя художественной ценности поэзии Дилана, эксперты утверждают: в основе решения Нобелевского комитета лежит не литературная, а социальная значимость творчества культового музыканта. Как и в случае с предыдущим лауреатом — автором-документалистом Светланой Алексиевич.
Сложно сказать, попадет ли когда-нибудь в число нобелевских лауреатов кто-то из рэперов или блогеров, как это теперь, шутя, прогнозируют в социальных сетях, но тот факт, что сегодня критики идут за читателем, слушателем или зрителем, а не наоборот, подтверждает еще один тренд — переход сериалов из категории телевизионного ширпотреба в область, граничащую с большим кинематографом. На смену 2137-серийной "Санта-Барбаре" приходит штучный продукт вроде "Шерлока" или "Черного зеркала".
"Сегодня критики идут за читателем, слушателем или зрителем, а не наоборот"
Великий кинорежиссер, живой классик Вуди Аллен снимает мини-сериал "Кризис в шести сценах". Чуть ранее еще одни классики, братья Коэны, переводят в формат сериала свой хит 20-летней давности "Фарго". Мартин Скорсезе, режиссер "Таксиста", "Авиатора" и "Последнего искушения Христа", продюсирует вместе с солистом Rolling Stones Миком Джаггером новое детище канала HBO — "Винил". А на одном из престижнейших кинофорумов мира, Венецианском фестивале, проходит премьера сериала "Молодой папа", снятого оскароносным Паоло Соррентино со звездой Голливуда Джудом Лоу в главной роли.
О том, почему сериалы стали столь популярны у зрителей, спорят не только критики, но и психологи. А одна из причин, по которой некогда "низкий" жанр привлекает мэтров, возможно, заключается в потенциальном охвате аудитории. Первую серию 6-го сезона "Игры престолов" в день премьеры посмотрели 10,7 млн зрителей — рекорд, которому бы позавидовало большинство блокбастеров. Точно так же, как количество тех, кто хотя бы раз слышал балладу Боба Дилана Knockin" on Heaven"s Door, наверняка превосходит число читателей любого из современных писателей или поэтов.