Разделы
Материалы

Война без героев, герои без войны. Украина теряет большее, чем Донбасс

Раз уж мы не можем воспринимать историю без идеологии, почему не формировать ее здесь и сейчас?

Фото: открытые источники

Сегодня ночью в Донбассе погибли еще трое. Кто эти люди? Как они погибли? Никто не знает…

Об именах погибших мы в лучшем случае узнаем из сообщений волонтеров в фейсбуке, из информации отдельных "нерегулярных" подразделений или во время очередного награждения президентом военных. Зачастую государственные награды вручаются посмертно. Сегодня президент присвоил звание Героя Украины Евгению Тельнову.

Невольно стал свидетелем такого разговора:

— А кто такой Тельнов?

– Не знаю, Порошенко говорит, что тот подбил несколько танков под Мариуполем...

Все. Я уверен, завтра никто о Тельнове не вспомнит. Как и о тысячах других погибших.

Почему так происходит? Что за безымянная война? Фактически негероическая.

Кто-то сможет сходу назвать пятерых атошников, получивших звание героев Украины? Уверен: нет.

Кто-то сможет без подготовки назвать пятерых "героев" АТО с той стороны? Уверен: да. Почему имена Моторолы, Гиви, Гиркина, Беса-Безлера, Бабая на слуху у многих, а наших Андрея Снитко, Сергея Табалу, Владимира Гарматия, Никиту Ярового, Тараса Сенюка и многих других нужно искать через поисковик?

А потому, что война странная. И герои, хоть и настоящие, но тоже странные. Хотя бы потому, что Надежда Савченко — тоже атошный герой Украины. Странный. Дело не в ней. Дело в подходе к героизации всего того, что происходит в Донбассе.

На местном уровне все более-менее известно. Люди становятся на колени, когда везут гроб с телом погибшего местного парня. Его именем называют школы и улицы. А что в Киеве? Все локально. Ведь война локальная… Майдан Незалежности стал (если стал) сакральным местом исключительно для революционных героев. И героям АТО там не место. Свечи в память о каждом погибшем в Донбассе на майдане не зажигают. Их портреты на Доме профсоюзов не вывешивают, колокольным боем о смерти еще одного погибшего не оповещают. А потому никто героев АТО и не знает. Запроса на это нет.

"Почему в РФ уже сняли фильм про Моторолу, а в Украине про Никиту Ярового нет? Госзаказа нет? Госзаказа нет"

В России, которой, казалось бы (официально, во всяком случае), дела нет до Моторолы, из него слепили героя. В мартирологе, посвященном людям, ушедшим в 2016 году, телеканал "Россия" поставил Моторолу рядом с Анджеем Вайдой. Да, смешно, да, грустно. Но ведь работает! По Лайф. ру видел, как люди встали во время просмотра фильма о Мотороле. Можно назвать их зомбированными. Но это именно то зомбирование, которого сейчас очень не хватает Украине. Точно так же, как не хватает "зомбирования" своими Олегом Кошевым, Зоей Космодемьянской и многими другими героями не Второй мировой, а именно Великой отечественной войны. А чем наша Великая отечественная отличается от той? По большому счету, ничем, кроме того, что ее войной (и уж тем более великой и отечественной) никто официально не называет. Исключительно стыдливым "АТО".

И из-за этой стыдливой подмены понятий все беды. Заметили, как слово "блокадники", еще недавно имеющее героическое значение, в нынешней Украине стало уничижительным. В моем детстве "Дневником Тани Савичевой" зачитывались все. Но если Таня Савичева действительно блокадница, то почему точно так же называется и Семен Семенченко? А потому, наверное, что ничего своего придумать никто не может. Напомнить, кто придумал тех же "киборгов"?..

Я не знаю, чем занимается "Минстець". Составлением списков сайтов, которые "шатают" ситуацию в стране, и другими, вероятно, очень важными и нужными вещами, но…

Я не знаю, чем занимается Институт исторической памяти "имени Вятровича". Отменой 8 марта и, вероятно, тоже очень важными и нужными декоммунизационными вещами, но…

Я не знаю, чем занимается Минкульт, Госкино… Вероятно, тоже чем-то очень важным и нужным. Но почему в РФ уже сняли фильм про Моторолу, а в Украине про Никиту Ярового нет? Госзаказа нет? Госзаказа нет.

Я не знаю, чем занимается президент Украины. Вероятно, очень важными и нужным вещами, когда называет Ивана Мазепу борцом за независимость. Мне дела нет до Мазепы. История, и уж тем более украинская, — не та история, к которой нужно относиться эмоционально. Но раз уж мы не можем воспринимать историю без идеологии, то почему не формировать ее здесь и сейчас? Именно в этот конкретный исторический момент.

Почему можно ломать копья, желая назвать именем Мазепы аэропорт в Киеве? Почему нельзя его назвать именем Ярового? Или Никита не такой героический герой, как Иван? Почему всех прилетающих в Киев и едущих по бориспольской трассе встречают билборды с рекламой чего угодно, но только не с портретами погибших героев АТО? Ведь это как раз тот самый случай, когда и нужно показывать свою "щеневмерлость". Мы боремся, значит, мы живем. Но, увы, "бетон от Ковальской" важнее Никиты Ярового и тысяч других фактически безымянных героев этой странной безымянной войны, в которой мы теряем уже не только Донбасс, но и что-то гораздо большее.