Разделы
Материалы

Пятерка за протест. Как российские школьники стали оппозиционерами

Акции российской оппозиции — не про Украину и не для Украины, но новое поколение активистов там, с кем у нас война, все-таки подрастает

Фото: Вадим Фролов / Медуза

В минувшие выходные украинцы смотрели в сторону соседей с интересом. Пока белорусы под ударами резиновых дубинок отмечали День воли, а в воздухе мрачно висело молчание украинских властей по поводу режима Лукашенко, российская оппозиция провела крупнейшую за последнее время акцию протеста.

В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах на улицы вышли десятки тысяч россиян. Большинство акций были не согласованными с властью, и только в одной Москве полиция задержала более тысячи человек.

Повод для протеста — расследование Фонда борьбы с коррупцией об огромном количестве незарегистрированной недвижимости и тайных доходах премьер-министра России Дмитрия Медведева. Основатель фонда и ведущий фильма-разоблачения "Он вам не Димон" — российский политик Алексей Навальный.

В Украине реакция на российский протест динамично движется от сдержанно-сочувствующей до несдержанно-наплевательской. Все-таки позиция Навального относительно аннексии Крыма для украинцев неприемлема. Еще в 2014 году политик заявил, что в случае избрания его президентом РФ возвращать Крым Украине он не собирается. С другой стороны, акции против внутреннего российского бардака выглядят куда убедительнее московских митингов в поддержку Украины. Да и перспектив у них явно больше.

Многие обратили внимание на участие в акциях школьников. Некоторых из них даже задержали. Это совпало с волной публикаций в российских СМИ видеозаписей из школ, на которых ученики пререкаются с учителями, поддерживающими власть и запрещающими выходить на митинги оппозиции. В Томске на акции выступил пятиклассник Глеб Токмаков.

"Главное — поменять саму систему власти, систему образования, систему здравоохранения. Я учусь в школе, меня удивляет, почему школа настолько политизирована. Там за то, что ты не нарисовал какую-то картинку про нашу власть, могут поставить двойку!" — приводит слова школьника интернет-издание "Медуза".

"Маятник в России может качнуться куда угодно, но главное, что он существует. 18 лет застоя с перекуром на Болотную — это слишком много"

Школа должна быть аполитична, но дети таковыми быть не обязаны. У них есть политическая позиция, и она вполне может отличаться от мнения родителей и учителей. Автор этого текста может подтвердить, что осенью 2004-го в обычной школе Донецкой области оранжевый цвет одежды был не в фаворе.

Благодаря интернету подобные "школьные" акции могут состояться там, где до "взрослого" протеста дело еще не дошло. 2 декабря 2013 года на улицы довоенного Славянска вышла группа школьников и студентов техникумов под украинским флагом. Организовавшись в соцсетях, подростки поддержали киевский Евромайдан, разогнанный накануне. Начальнику местного отдела образования оставалось злобно поглядывать с крыльца исполкома и заявлять, что никакого митинга он не видит, а директора школ, стоящие рядом, пришли лишь обсуждать рабочие вопросы. К слову, после акции одному из участников начали угрожать порчей аттестата и невозможностью получить золотую медаль только из-за того, что он записал на акции видео-обращение.

Сегодня большинство участников того протеста учатся в столичных и областных вузах, никто из них не поддержал весной 2014-го "ДНР". А большинство ругающих их учителей благополучно носят вышиванки в дни праздников и проводят мероприятия "памяти Небесной сотни". Потому что теперь так надо, и то, за что раньше ругали, — теперь хорошо.

Акции российской оппозиции — не про Украину и не для Украины, но новое поколение активистов там, с кем у нас война, все-таки подрастает. Этот маятник может качнуться куда угодно, но главное, что он существует. 18 лет застоя с перекуром на Болотную — это слишком много.