Разделы
Материалы

Век живи — не век учись. Системы обучения в Швеции и Канаде глазами студента и преподавателя

Я училась в Швеции и преподаю в Канаде. Системы обучения этих двух стран очень отличаются друг от друга, ну и, конечно, от нашей. В них есть как плюсы, так и минусы

Фото: открытые источники

Шведский стол. Все включено, уровень стресса минимальный

Первое, что повергло меня в культурный шок, когда я очутилась на двухгодичной магистерской программе в Лундском университете (Швеция), это то, что студент учит всего один-два предмета за раз (для сравнения: в Украине у меня было 10–13 предметов одновременно — пять экзаменов и столько же, а то и больше зачетов!). Более того, количество часов, которые студенты проводят непосредственно в аудитории (лекции и семинары) не превышает, как правило, 6 часов в неделю. А что же делать остальное время, спросите вы. Ответ очень прост: шведы свято верят в то, что человека не нужно заставлять учиться. Раз ты сознательно выбрал учебное заведение и поступил — значит, ты заинтересован в том, дабы добывать там знания. Но не с помощью преподавателя, а самостоятельно. Именно поэтому большая часть времени отведена на самостоятельное обучение в библиотеке и на групповые проекты. Преподаватель тебя направляет, указывает, так сказать, путь, куда двигаться, а дальше ты сам (или с командой). Экзамены ориентированы на твое умение применять знание на практике, используя критическое и творческое мышление. За два года я только пару раз сдавала экзамен в аудитории: один раз устный по билету (такая форма, кстати, практически не используется в Швеции), второй раз — письменный. Остальные экзамены проходили в формате takehomeexam, то есть писала я их дома (хотя надо было, конечно, это делать в библиотеке) в форме эссе или кейсов.

Система оценивания тоже довольно странная: каждый факультет придумывает свою, и, как правило, оценки — никому, кроме тебя, не понятные шифры. У нас были AB, BA, B и U (не сдал). Скажу честно, не сдать экзамены в Швеции, на мой взгляд, просто нереально. А еще, у профессора бесполезно спрашивать "А как правильно?", скорее всего, он просто пожмет плечами и предложит тебе самому найти ответ. В этом вся Швеция — демократия, академическая свобода и поиск ответов путем проб и ошибок.

Таким образом, я училась в очень расслабленном режиме (для шведов вообще очень важно, чтобы уровень стресса был минимальным во всех сферах), а параллельно у меня было много времени для путешествий, хобби и общественной работы, которой я с удовольствием занималась.

Канада: бесплатных советов нет и не будет

"Нет никаких заседаний кафедры, методичек, которые нужно заверять в пяти инстанциях, — ничего такого. Преподаватель пишет курс, как он его видит, этот курс заверяется онлайн — и вперед"

Канада меня поразила своим практически-направленным обучением. Здесь студент редко задумывается над тем, чтобы получать магистра или, тем более, защищать докторскую — эти степени тебе нужны только в случае академической карьеры. Как правило, даже степень бакалавра считается очень престижной. Большинство же студентов ограничивается простым дипломом (одно- или двухгодичные программы, после которых можно либо работать, либо продолжать обучение на бакалаврате). Возможно, это связано с тем, что обучение в Канаде платное, и, более того, для иностранных студентов оно в три раза дороже, чем для канадцев. Кроме того, для многих специальностей нужно помимо диплома сдать экзамены и пройти сертификацию. Мне кажется, что сертификаты в Канаде играют еще большую роль, чем дипломы. Но это, опять-таки, бизнес. И вообще, вся канадская система уж очень "деловая": учатся не для теории, а для практики, зарплаты почасовые. Одним словом, "время — деньги" на практике. Здесь люди не спешат давать бесплатные советы, хотя волонтерство приветствуется, и при приеме на работу на наличие такого экспириенса в вашем портфолио будет обращено особо пристальное внимание.

Касательно количества предметов — студент может выбрать от трех до шести в семестр, в зависимости от того, потянет ли он их физически и финансово. Самостоятельная и групповая работа также есть, как и в Швеции, но все-таки в аудитории студенты проводят больше времени. Экзамены могут проходить в различных формах, но одна из самых популярных — это тесты. Лично я считаю, что это самое худшее, что только можно придумать, так как студенты "зазубривают" материал перед тестом (похоже на украинские школы). Однако часто у преподавателя нет выбора, так как групп может быть несколько, и порой просто нереально бывает проверить 100–150 работ с "критическим мышлением и расширенными ответами". Хотя, опять-таки, в университетах у преподавателей для этого есть ассистенты, чья роль и заключается в том, чтобы проверять задания. Итоговая оценка состоит не только из экзамена, а из разных видов работ на протяжении семестра (например, 20% студент может получить за групповую работу на семинарах, 20% — за промежуточный экзамен, еще 20% — за финальный экзамен, еще 20% — за посещение лекций и последние 20% — за индивидуальное задание, — у каждого преподавателя своя методика оценивания и распределения этих процентных соотношений).

Что меня немного настораживает в такой системе с точки зрения преподавателя — это то, что часто знания студента неглубоки. Из-за чересчур "практического" обучения и нехватки теории студенты бывают неспособны мыслить философски. Порой не знают общеизвестных фактов, исторических событий или где находится, например, Украина.

Но в целом обучение динамичное, также присутствуют демократия и академическая свобода. Особенно для преподавателя, который имеет право делать все, что хочет, быть настолько креативным — насколько способен. Нет никаких заседаний кафедры, методичек, которые нужно заверять в пяти инстанциях, — ничего такого. Преподаватель пишет курс, как он его видит, этот курс заверяется онлайн — и вперед. Кстати, очень популярны и онлайн-курсы (они, правда, и дешевле). Контроля тоже практически нет, если нет жалоб от студентов. В конце каждого курса сам курс и преподавателя оценивают студенты. К декану можно просто зайти, постучав в дверь, — ни секретарей, ни предварительной записи нет. Одним словом, преподавать здесь одно удовольствие! Так я, например, дала своим студентам, которые учатся на бизнес-программе, задание снять документальный фильм о социальном предпринимательстве в определенной сфере, с позиции лоббистской группы, которая сможет использовать этот фильм в лоббистских целях. Так как у студентов разный бэкграунд, каждый смог творчески и академически реализоваться в этом проекте: одни проводили исследование, вторые были в роли журналистов, третьи выискивали спикеров, четвертые ходили на нетворкинговые ивенты в поиске политиков, а пятые это все редактировали, снимали и компоновали в конечный продукт — видеоролик.

Напоследок скажу, что должна отдать должное и украинской системе образования, которая дала мне очень фундаментальные знания, которые помогают не только по жизни, но и в обучении в иностранных вузах.