Разделы
Материалы

Сперва мое, потом – каждый свое

Запад для борьбы с кризисом начал национализацию банков. Тот же инструмент хотят применить в Украине. Как бы не закончилось всеобщим колхозом

На Западе государство несет большую ответственность за банки. Например, в Австрии – полную ответственность по вкладам коммерческих банков, если деньги вложены в евровалюте. А так как счета там обычно в евро, австрийское государство несет практически 100-процентную ответственность за эти вклады, независимо от их размеров – будь то миллионы или миллиарды.

В некоторых странах государственная ответственность распространяется на вклады до 100 тыс. евро (где-то больше, где-то меньше). И когда государство национализирует банки, оно тем самым реализует эту ответственность перед своими гражданами. При этом, конечно, теряется оперативность управления финансовым учреждением. Понятно, что у правительства возможностей для контроля больше, но реагирует оно медленнее.

К чему может привести национализация банков в Украине? Это будет, по сути, один большой Нацбанк. С одной стороны, им трудно управлять, с другой – это приведет к тому, что в банке, подконтрольном государству, нанятый работник будет думать только о своем кармане. Его не будет интересовать ни прибыль, ни другие цифры, а только свой интерес.

У нас уже были колхозы. Я на днях беседовал с одним приятелем, который признался, что урожай у них не очень хороший – так, 30–35 ц с гектара. А в колхозах было 12–17. Могу привести вообще замечательный пример – таксопарк. Ведь есть разница, как таксист относится к своей машине и к чужой. Как-то я купил службу такси. Приобрел парк автомобилей для нее. Один раз ехал на своей машине, а впереди меня – таксист из моей же службы. И когда я увидел, как он проезжает трамвайные рельсы, ямы, бугры на дорогах, продал свою долю партнеру.

"Нас все время пугают: сейчас придут и заберут ваши магазинчики. А на фига они государству?"

Сейчас многие говорят: когда-то госпредприятия хорошо работали. Если бы сегодня у частника был госзаказ, как в советское время, он бы процветал. А так он вынужден крутиться сам, а рынки падают. Мое мнение: в наших условиях национализация ничего хорошего не даст.

Хотя с юридической точки зрения национализация законна, если собственнику предприятия выплатят деньги в соответствии с рыночной стоимостью. Нас все время пугают: сейчас придут и заберут ваши магазинчики. А на фига они государству? Мы с покойным Евгением Кушнаревым как-то ездили по Харькову в конце 90-х. Смотрим: магазины, ресторанчики появились. Мы зашли в один государственный магазин "Динамо". Кушнарев постоял и говорит: послушай, тут социализмом пахнет.

Правда, временное правление, временная администрация в банке – это не совсем плохо. Тут нельзя однозначно сказать, лучше с ним или без него. Ведь есть собственники, которые специально украли деньги вкладчиков, а банки обанкротили. И они есть во всем мире. Вы видите, что творится с Мэдоффом (Бернард Медофф, основатель фонда "Медофф Секьюритис", потери вкладчиков которого оцениваются примерно в $50 млрд. – Фокус) в Америке? Он весь мир обворовал. Это человеческий фактор.

Что могло бы помочь нашим банкам? Прежде всего банкиры не должны засматриваться на деньги клиентов. Вот бизнесмен, которому приносят проект, сто раз обдумает, вкладывать ли средства. А для банкира деньги в банке дешевые, и он начинает играться: покупать и продавать акции, вкладывать в сомнительные проекты. Некоторые банки понавыпускали евробонды, накрутили проценты, сами их купили и потом взяли рефинансирование у НБУ и сами себе выплатили дивиденды. Банк угробили, а деньги остались.

Пока есть люди нечестные, такое будет случаться. И мировой кризис – это, на мой взгляд, такое явление, когда некие люди и предприятия сыграли нечестно: создали мыльные пузыри и специально их обрушили. И те, у кого скопились большие суммы, скупят многие активы за бесценок!