Разделы
Материалы

На краю крыши. Почему Луценко не поверили

История про арест Михеила Саакашвили — это история о таланте и доверии

Фото: УНИАН

Все началось давно, когда какой-то талантливый человек порекомендовал президенту Порошенко привлечь к украинскому политическому процессу другого талантливого человека — грузинского президента. Обычно недоверчивый Петр Алексеевич в тот раз почему-то доверился этой смелой идее, Саакашвили получил украинское гражданство и некоторый круг задач. Почему, в свою очередь, Саакашвили доверился Порошенко, — тоже большая загадка.

С взаимным доверием они быстро разобрались и в короткие сроки расплевались. Звезда грузинского реформатора так и не засияла бы в Украине, но тут какой-то талантливый человек опять что-то рассказал президенту Порошенко, и тому очень понравилась предложенная идея — лишить грузина гражданства. В результате заскучавший Михеил Николозович стал буквально расцветать, ощутив к себе исчезнувший было интерес. Разминка на границе показала, что все не так безнадежно и с этой властью вполне можно потягаться в игре в казаки-разбойники.

Ни обещание нового Майдана, ни сооружение палаточного городка у Верховной Рады не вызвали у народа энтузиазма, который ожидался организаторами. Проблема, однако, заключалась не в отсутствии доверия к Саакашвили, которого явно не хватало, а в отсутствии доверия к Порошенко и власти в целом. Поэтому на воскресном "Марше за импичмент" оказалось людей больше, чем можно было ожидать, исходя из предыдущих событий. Можно, конечно, уверять себя и других, что это был исключительно эффект влитых в акцию нехороших денег, но самообман штука опасная.

"Главный промежуточный итог нынешнего скандала: у нас бесталанная власть, у которой нет доверия ни общества, ни международных партнеров"

Все эти события разворачивались на фоне неприличной по форме и сути сшибки антикоррупционных и прочих органов, ответственных за соблюдение законов в стране. Степень неприличия происходящего была такова, что с непривычно жестким заявлением пришлось выступить Государственному департаменту США: "Недавние события, включая срыв расследования коррупции на высшем уровне, арест должностных лиц из Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и захват чувствительных файлов НАБУ вызывают озабоченность по поводу приверженности Украины борьбе с коррупцией. Эти действия, как представляется, являются частью усилий по подрыву независимых антикоррупционных институтов… Они подрывают доверие общественности и международную поддержку Украины". Ну вот, опять о доверии.

И тут опять подвернулась очень, казалось, удобная возможность снять претензии о преследовании политического оппонента: вроде бы появились оперативные данные о сотрудничестве Михеила Саакашвили с Сергеем Курченко. Ну бинго же! Однако опять подвели таланты и доверие.

То, как талантливо было организовано задержание, видели все, и не только в Украине. Эта новость в первых строчках мировых новостей. И арест на крыше, и эвакуация мимо Украинского дома, символа противостояния с силовыми органами, и последовавшее блокирование, импровизированный митинг и освобождение задержанного — вот будто кто-то специально написал самый унизительный для власти сценарий. Еще до момента освобождения Саакашвили Юрий Луценко провел брифинг, где продемонстрировал доказательства вины лидера "Движения новых сил". Казалось бы, граждане должны были бы отпрянуть от дискредитированного оппозиционера или вернуть обратно СБУ, но нет, его провели до парламента и поддержали на митинге с призывами к импичменту. Потому что когда власти позарез понадобилось доверие, его не оказалось. Откуда бы ему взяться?

И вот это главный промежуточный итог нынешнего скандала: у нас бесталанная власть, у которой нет доверия ни общества, ни международных партнеров. С Саакашвили, с его правовым статусом так или иначе вопрос решится, на худой случай подключатся те же западные посольства, кому-то подскажут, кого-то поправят. Прыжков с крыши не будет. А вот куда деваться власти и от власти нынешнего качества — совершенно непонятно. МВФ легитимностью не ссужает.