Разделы
Материалы

Расстрел в Афганистане. Необъявленная война против украинской авиации

Чем закончится пилотный проект в нашей стране

Фото: Beautypic.ru

Украинцы снова гибнут в Афганистане. Если почти сорок лет назад их туда посылали во имя большой геополитической игры между СССР и США, то теперь причина их пребывания гораздо прозаичнее, что, однако, не умаляет трагизма ситуации

Двух пилотов и двух стюардесс авиакомпании "Крылья Украины", погибших 20 января при атаке террористов на отель в Кабуле, на чужбину опять отправило государство.

Вернее, сделало все, чтобы они и многие другие летали в чужом небе. Почему так получилось?

В начале 1990-х гражданский флот стоял "на приколе", и только с оживлением рынка стал появляться спрос на летчиков. Но работа тогда досталась не всем, многие не захотели ждать и улетели. Кто в Африку, кто в Ливию и Ирак или в Латинскую Америку. География полетов наших летчиков — весь мир.

Вслед за нищетой 90-х благодаря расширению парка частных авиакомпаний в Украине таки появился спрос на пилотов гражданской авиации. На Западе покупались самолеты, которым требовались подготовленные экипажи.

Сейчас все по-другому. Помимо лизинга техники крупнейшие украинские авиакомпании давно берут в лизинг и пилотов. Так работает вся Африка и Азия.

Спрос на украинских летчиков есть в авиакомпаниях Ближнего Востока и Центральной Азии. Перевозчики из Саудовской Аравии, Эмиратов и Катара охотно берут их на работу. Кроме того, украинцы приходят на место своих коллег в российские авиакомпании, поскольку те мигрируют в Китай.

И, конечно, особняком стоят такие небезопасные места, как Афганистан, Ливия, Ирак. Активные боевые действия там не ведутся, но военный конфликт тлеет. В эти страны иностранных спецов можно привлечь исключительно щедрой оплатой.

Если в Украине на должности второго пилота в авиакомпании можно получить от 4 тыс. долларов, то за границей — на порядок больше

Поэтому рисковые заработки остаются привлекательными, и вряд ли стоит осуждать летчика, который теряет свое здоровье в небе быстрее остальных "приземленных". Содержать семью, учить детей (особенно на пилота), да и жить в Украине дорого, и государство делает все, чтобы стало еще дороже.

Кстати, об обучении на пилотов. Даже это - не государственная забота Украины. Филиал НАУ, Кировоградская летная академия, которая готовит пилотов для гражданской авиации, уже несколько лет их не выпускает. Из академии сейчас можно выйти не пилотом, а инженером, если нет денег заплатить за летную практику. По рассказам родителей курсантов академии, процесс подготовки будущих летчиков ограничивается простой теорией, потому что топливо, необходимое для тренировочных полетов, вуз практически не закупает. Даже авиационные симуляторы — компьютерные программы, имитирующие управление самолетом, — каждый приобретает сам за внушительные деньги. Или дожидается, пока дойдет длинная очередь из таких же жаждущих и небогатых курсантов.

Кроме Кировоградской академии есть также частные курсы, которые всего за 110–180 у. е. за летный час дадут практический опыт управления летательным аппаратом. Для зачисления будущего пилота гражданского флота в подготовительный отряд необходимо налетать 150 часов. Последующая подготовка за границей стоит еще около $50 тыс. Сколько стоит стать пилотом — считайте сами. В Польше, как всегда, выгоднее, потому что дешевле. Украине, судя по ситуации как в академии, так и в целом в авиации, пилоты вовсе не нужны.

И никакой "зрады" в этом нет. Политика Кабмина и министра инфраструктуры Владимира Омеляна в авиационных перевозках проста как пять копеек: мы зовем иностранные авиакомпании, особенно крупных лоукостеров, активно осваивать нашу оставшуюся авиационную инфраструктуру. Иностранцы могут обеспечить загрузку аэропортам, а украинским перевозчикам придется либо приспособиться к новой реальности, либо нет.

Альтернатива — государственная политика на развитие собственных, национальных перевозчиков, — давно потерпела поражение. У Украины по разным причинам серьезного ресурса на такое дорогостоящее мероприятие нет. А если нет денег на собственную авиацию, логично, что и потребность в пилотах снижается до минимально необходимой, возможно, до нескольких десятков. Остальные могут отправляться в свободный полет либо менять профессию. Вот и вся логика невидимой, но жесткой руки рынка.

А потому нет никакой гарантии, что афганская и многие другие войны, в которые до сих пор втянуты украинские экипажи, не повторится вновь. К сожалению.