Разделы
Материалы

Эволюция или смерть. Tesla летит, Боуи поет

Почему космос — это не фантастика, не мечта и не дорогостоящая придурь амбициозного миллиардера

Фото: YouTube

Во-первых, это красиво – когда белоснежная ракета Falcon Heavy выводит в космос ярко-красный Tesla Roadster. Пока не кончится заряд автомобиля, в стереосистеме будет играть Space Oddity Дэвида Боуи. А затем — миллиарды лет тишины.

Во-вторых, это страшно — когда Tesla летит, Боуи поет, а в это время космические амбиции твоей страны ограничиваются намерением запустить банальный метеоразведывательный спутник. Но и на это нет денег.

"Пока Tesla летела в космос, я думала о том, что у меня украли значок Toyota с машины. И вроде не страшно. Поставлю другой. Но пропасть между мирами, в которых мы живем, стала искриться очевидностью". В ночь на среду, когда в прямом эфире шла трансляция запуска Falcon Heavy, моя Facebook-лента практически полностью состояла из постов, по настроению подобных этому, авторства моей экс-коллеги Саши Панасюк. Конечно, писали не о значках — каждый акцентировался на чем-то своем. Но ведь не в спертом же значке дело, а в том, как мелко мы плаваем. Ну или низко летаем. В том, что живем на одной планете и при этом в разных мирах.

Редакция Фокуса заглянула в эту "пропасть между мирами" чуть раньше — на прошлой неделе, когда в связи с уходом из жизни первого и единственного астронавта независимой Украины задалась вопросом: "Кто же полетит в космос после Каденюка?" И, пообщавшись с экспертами, получила ответ: кажется, никто. С официально выделенным бюджетом около 3 млрд грн ($107 млн) и реальным — в 79 млн грн (около $3 млн) Космическому агентству Украины не до полетов.

Запуск Falcon Heavy и успешное приземление двух ускорителей (третий все-таки грохнулся в океан) — без преувеличения историческое событие, которое обошлось Илону Маску более чем в $500 млн. Ракета теоретически способна отправить к Марсу, колонизацию которого Маск считает делом своей жизни, более 16 тонн груза. Сегодня у Falcon Heavy нет конкурентов по грузоподъемности, а саму SpaceX без скидок можно считать ведущей космической компанией мира: в прошлом году она осуществила больше успешных запусков, чем любая другая частная или государственная организация. Факты таковы: приватная компания начинает выигрывать у государства (не украинского — американского, ежегодно выделяющего НАСА около $16 млрд) в деле освоения космоса.

Недавно стрелки "Часов Судного Дня" перевели на 30 секунд вперед: они застыли в двух минутах от теоретического ядерного апокалипсиса

А в прошлом году Стивен Хоккинг изменил свое же предсказание относительно будущего человечества: теперь, по оценкам ученого, до некой глобальной катастрофы осталось всего 100, а не 600 лет, и до этих пор людям хорошо бы найти реальную возможность покинуть планету.

В свете таких "оптимистичных" прогнозов космос — это не фантастика, не мечта и не дорогостоящая придурь амбициозного миллиардера. Это вопрос не тактики, а стратегии. Стратегии выживания человечества как вида. Принципа "эволюционируй или умри".

И именно об этом — о стратегии — нам всем не мешало бы задуматься, оторвавшись хотя бы на время от процесса отковыривания значков с Toyota и прочих увлекательных вещей, загораживающих важное.

На самом деде запуск Falcon Heavy стал и нашей маленькой победой. Непосредственное участие в подготовке запуска приняли "Авиалинии Антонова", предоставившие свой "Руслан" для перевозки к месту старта головного обтекателя ракеты с габаритами, которые способен вместить только такой мощный грузовой самолет, как наш.

Так что да, Хьюстон, у нас определенно проблемы — кажется, мы почти безнадежно отстали. Но почти — все-таки не значит совсем.