Новый армянин. Настоящие проблемы у Никола Пашиняна только начинаются
Премьер-министр Армении должен удержать союзников и попытаться превратить врагов в друзей
"В случае избрания кандидата от народа на должность премьер-министра миллиарды долларов потекут в казну, будут созданы тысячи рабочих мест, миллионы армян вернутся в Армению", — амбициозно заявил накануне голосования за должность премьер-министра в Национальном собрании единственный кандидат на это кресло Никол Пашинян.
Он — лидер протестных акций, охвативших республику больше месяца назад против экс-президента Сержа Саргсяна, правившего Арменией последние десять лет. В планах у Саргсяна было сосредоточить власть в своих руках еще как минимум на семь лет уже в кресле премьер-министра.
Почву для себя к этому он заблаговременно подготовил за два года до этого, прогнув под себя Конституцию и наделив широкими полномочиями главу правительства. В 2016 году армяне эти изменения приняли, но с оговоркой, что сам Саргсян баллотироваться на должность премьера не будет. Он это народу честно пообещал. Правда, слово настоящего армянина не сдержал — жажда власти все-таки оказалась сильней.
Но "пипл не схавал", и мирными протестами армяне мало того, что свергли Сержа Саргсяна с кресла премьера на третий день после назначения, так еще и добились назначения Пашиняна на должность главы правительства, у которого на сегодня в парламенте всего 9 (!) депутатов из 105.
Несмотря на это, со второй попытки Пашиняну удалось заручиться поддержкой 59 депутатов, среди которых были, кстати, и десять парламентариев Республиканской партии Саргсяна.
Сам Никол Пашинян — бывший журналист, главред одного из популярных армянских изданий "Айкакан жаманак" ("Армянское время"). В свое время отсидел больше года в тюрьме за свою политическую деятельность. Если быть точнее — армянский суд признал его виновным в организации массовых беспорядков в 2008 году. Примечательно, что тогдашние акции протеста были направлены тоже против Сержа Саргсяна. Тогда это была первая победа Саргсяна на президентских выборах и его первая победа над армянским народом.
Новоиспеченный президент с митингующими долго не церемонился — просто разогнал их силой. В результате тогдашних митингов погибло десять человек — восемь участников протеста и двое правоохранителей.
Через десять лет Пашинян взял реванш у Саргсяна — и в этот раз сила права оказалась сильней права силы. Армяне, на которых уже многие махнули рукой, показали, что они по-настоящему новые.
Впрочем, настоящие проблемы у их лидера только начинаются. Правда, сейчас это уже и не совсем тот Пашинян, который был 10 лет назад. К примеру, риторика новоизбранного премьера в 2018 году кардинально отличается от того, что он говорил весной 2017 года, когда его партия "Елк" прошла в парламент. "Елковцы" тогда выступали за выход Армении из состава экономического союза с Россией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией. А на митингах в апреле-мае этого года Пашинян уже отказался менять геополитический вектор страны, заявив, что Москва так и останется стратегическим союзником Еревана. Одно дело говорить революционные и популистские лозунги, будучи в оппозиции. Другое — заявлять о курсе отдаления от России, претендуя на пост главы правительства.
Показательно и то, что первым президентом, поздравившим нового премьер-министра Армении был Владимир Путин. И именно с ним состоится первая встреча Пашиняна. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Россия для Армении никогда не была врагом, в отличие от соседней Грузии. Именно Россия — единственная страна в мире, поддерживающая армян в нагорно-карабахском конфликте. Кроме этого Кремль еще и главный внешнеторговый партнер Еревана. И именно Москва — главный инвестор в местную экономику. Сегодня в Армении работает около полутора тысяч российских компаний, в том числе и крупнейшие — РЖД, Газпром, Роснефть и Росатом.
При этом, Москва еще крепко держит Ереван на долговом крючке. Несмотря на теплые дружественные отношения между Путиным и Саргсяном, Армения остается одной из немногих стран-партнеров РФ, которым она отказывается списывать долги. Несмотря на то, что начиная с 2000 года списала свыше $140 млрд странам, вроде Афганистана, Монголии и Северной Кореи.
Россия остается одним из наиболее привлекательных внешних партнеров для Армении еще и потому, что на Западе она в принципе никому не интересна. Достаточно посмотреть, как Европа и Америка отреагировали на революционные протесты армян. В их заявлениях не было даже притворной "обеспокоенности" событиями в республике. За последний месяц митингов в Армении Европа ограничилась заявлением, мол, мы наблюдаем за ситуацией. Потом сдержанно призвала придерживаться мира, а после избрания Пашиняна сообщила о готовности сотрудничать с новым премьером.
За океаном армянский кризис вообще едва кого беспокоил, кроме Ким Кардашьян и Сержа Танкяна
И если на геополитическом уровне ситуация немного ясна — ничего революционного Пашинян предпринимать не станет, то ситуация внутри самой Армении намного сложней. Фракция Сержа Саргсяна, несмотря на то, что согласилась добавить голоса за назначение Пашиняна, в этот же день заявила о переходе в оппозицию. Теперь даже если Пашинян объединится с другими оппозиционерами, например, Блоком Царукяна, то голосов для конституционного большинства им все равно не хватит — 40 депутатов вместо нужных 53. А каждый раз искать компромисс с республиканцами, Пашиняну будет сложно.
Тем более, что даже Блок Царукяна назавть оппозицией назвать едва ли можно. Ни для кого в Ереване не секрет, что Саргсян и Царукян — всегда были ситуативными бизнес и политическими партнерами. И даже, несмотря на то, что Пашинян — это креатура Царукяна, то, как легко Саргсян распрощался с креслом премьера может говорить об одном — Серж и Доди Гаго (кличка Царукяна в Армении) между собой уже поделили власть на ближайшие семь лет.
А Никол Пашинян теперь должен справиться с первыми испытаниями — удержать поддержку союзников и попытаться превратить врагов в друзей.