Разделы
Материалы

Украинский язык и литература. Почему ЗНО по ним не радует ни учителей, ни учеников

24 мая на вопросы ответят 333 171 человек

Какой-никакой "трояк" Василию надо было поставить... А как это сделать, если он упорно демонстрировал полнейшее отсутствие любых знаний, умений и навыков, которые в те далекие времена еще никто не называл заумным словом "компетенции"? Пришлось срочно изобретать нечто, напоминающее современные тесты.

"Вася, а кто написал роман Олеся Гончара "Прапороносці"? Ну, и так далее, в соответствии с программой. В конце концов, после долгих мытарств и страданий (моих и Васькиных, потому что класс ухохатывался), удовлетворительная оценка была поставлена и он смог вручить свои документы какому-то ПТУ.

Вспомнилась эта история недавно, когда довелось поближе познакомиться с так называемым внешним независимым тестированием. По поводу всех предметов говорить не буду, а что касается украинского…

Видели ли вы этот тест? Незабываемые впечатления! Еще обещают, кроме прочего, преодоление коррупции на локальном уровне и приближение к европейским стандартам

Что касается коррупции, то никак не могу понять, откуда берутся 200 баллов, если в тестовых заданиях всегда есть ошибки.

Начну, пожалуй, с последнего задания. На сайте osvita.ua сообщается, что "Завдання відкритої форми з розгорнутою відповіддю… складається з основи та передбачає створення учасником зовнішнього незалежного оцінювання власного аргументативного висловлення на дискусійну тему… Важливо! Роботу, що не відповідає темі власного висловлення, буде оцінено в 0 балів. Роботу обсягом до 100 слів буде оцінено в 0 балів". Как понять "складається з основи"? Что такое "аргументативне висловлення"? Как вместить в сто слов тезис, два аргумента, два примера (из литературы и из жизни) и выводы? Хотя примеры вполне можно найти.

Итак, вопрос 58. Образец. Пример для подражания. Идеал. 205 слов. Почитайте — не пожалеете.

"Тема: Багатством живиться лише тіло, а душу звеселяє споріднена праця.

Я вважаю, що в кожної людини є свої життєві цінності. Хтось прагне бути матеріально забезпеченим, хтось – мати гарних друзів, а хтось – просто хоче працювати собі на втіху.

Нині нечасто трапляються люди, які віддаються своїй роботі повністю, люблять свою професію і знайшли своє місце в житті.

Яскравим прикладом до моїх думок може слугувати промова Бджоли, про яку писав Г.С.Сковорода у своїй байці "Бджола та Шершень". Бджола працює без перепочинку, приносить користь, не отримуючи нічого навзаєм. Шершня дивує така поведінка Бджоли, він вважає це нерозумним учинком, насміхається з неї. Але трудівниця не зважає на його зауваження, тому що знає, що робить правильно, оскільки це приносить їй задоволення: "Але нам незрівнянно більша радість збирати мед, аніж його споживати. До сього ми народжені і будемо такі, доки не помремо".

Іншою "бджілкою" я можу назвати свою матір. Вона – лікар. І хоча зарплатня за її працю невелика, та робота приносить їй задоволення, радість: завжди привітна, люб"язна, щира зі своїми пацієнтами. Матуся вкладає душу в роботу, "викладається" на всі сто відсотків. При цьому вона нічого не вимагає від хворих, а, навпаки, намагається допомогти якнайбільше. Через це її й поважають.

Отже, "сродна праця" – це праця задля нас самих, це праця заради нашого майбутнього".

Такое вот собственное "аргументативное" высказывание. Тут вам и лексика, и логика, и умение выстраивать текст, и убедительные аргументы… И это не младшие классы. Это выпускники, они же абитуриенты… Но все в соответствии с инструкцией. Остальные "примерчики" не лучше, просто на полсотни слов длиннее.

Стоит ли говорить, что вопросы по языку подобраны так, что не позволяют определить грамотность, а вопросы по литературе совершенно не предусматривают даже поверхностного знакомства с литературным процессом? И значит ли все это, что идея тестирования никуда не годится?

Идея-то, которая в мире используется с конца ХІХ века, неплоха. Но вот воплощение хромает на обе ноги. Дело в том, что гладко было на бумаге, да забыли про овраги: сэкономить на качественном тестировании невозможно, поскольку разработка действительно качественных тестов — задача сложная, трудоемкая, длительная и требующая очень высокой квалификации.

А у нас, судя по всему, экономят, причем не стесняясь

И на подготовке тестов экономят, и на подготовке к тестам, и на проверке письменных работ, заменивших нормальное сочинение. Но ведь "дешева рибка — погана юшка".

…24 мая на вопросы внешнего независимого тестирования по украинскому языку и литературе ответят 333 171 человек. А Васька, наверное, на свою "троечку" написал бы…