Разделы
Материалы

Полезная провокация. Как развить в ребенке качества предпринимателя

И при этом не воспитать в нем наемного работника

История и существующая в Украине система образования привели к тому, что уровень предпринимательской культуры в стране невысок. Бизнесменов отличает здоровый авантюризм и умение оценивать риски, нам же еще с советских времен внушают, что нужно окончить школу с хорошими оценками, затем получить диплом и найти стабильную работу.

Для предпринимателя важны критическое мышление, любознательность и творческий подход. Но большинство из нас в период становления личности не выбирает, что учить и чем заниматься, живя при этом в мире VUCСА. Эта аббревиатура расшифровывается как "изменчивость", "неопределенность", "сложность", "ограничения" и "неоднозначность", а наши дети все еще учатся по модели "правильных ответов" и однозначного оценивания.

Решай сам

Чтобы воспитать в ребенке предпринимательские качества, можно взять на вооружение методики прогрессивных образовательных систем. К примеру, дети могут учиться, отвечая на вызовы. Это даст возможность благодаря возникшей потребности или интересу научиться структурировать, фокусироваться, анализировать. Обучение от запроса подразумевает, что ребенок учится понимать, какой информации не хватает, ставить цель и задавать правильные вопросы. Методика конструктивной неудачи повышает толерантность к собственным ошибкам, учит делать выводы и принимать решения. В конце концов, можно дать ребенку свободу проявления и выбора. К примеру, в проектной работе в одной группе работают дети, сильные в точных дисциплинах, с талантливыми в креативных сферах. Это учит их ценить различия, выявлять и развивать свои сильные стороны.

Я никогда жестко не регламентирую увлечения моих детей. Это по-разному на них влияет: средний сын менял увлечения, а младший упорно занимается выбранным видом спорта. Хотя я иногда вижу, что он ему не нравится, всегда говорю: "Решай сам". Бывает, что сын просит совета: что лучше — убрать в квартире или пойти на тренировку? Я оставляю решение за ним. С одной стороны, если он пропустит тренировку, у него перестанет получаться и будет все меньше мотивации заниматься спортом. Но уборку тоже можно спланировать так, чтобы и на нее хватило времени. Я рассуждаю, а не принимаю решение за детей, и это тоже подталкивает их к рассуждениям. Если их решение не совпадет с моим, я не буду переубеждать.

Запретные приемы

Все родители сталкиваются с ситуацией, когда 3-4-летний малыш хочет помочь. Конечно, взрослому будет легче и быстрее все сделать самому, но, отмахиваясь от помощи, мы губим инициативу. Я всегда была готова пожертвовать скоростью и качеством выполнения задания, лишь бы не погубить стремление к деятельности.

Следующий важный принцип в общении с подростками — не играть в самого умного. Многие знакомые удивляются тому, чем со мной делятся дети, насколько они откровенны, а ведь я просто умею слушать. Не судить и оценивать, а рассуждать. Когда я делюсь своей точкой зрения, всегда добавляю: "Но, может быть, это и не так". При этом важно не играть, а реально рассматривать разные варианты и аргументированно говорить о том, какой больше нравится. Это, как мне кажется, дает возможность научиться анализировать.

Я категорически против денежных отношений с детьми, ни разу не платила им за домашнюю работу. Моя позиция проста: все мы живем в нашем общем доме и хотим, чтобы он был красивым и комфортным, поэтому должны его поддерживать на волонтерских началах, а волонтерство — очень хорошее качество.

Вводить в семье финансовое поощрение опасно, потому что тем самым мы подавляем способность ребенка что-то делать добровольно, он начнет везде искать выгоду

Но предпринимательство часто связано с тем, что поначалу выгоды нет, а есть интерес, драйв, стремление делать свое дело. Желание немедленного вознаграждения вредно. Так можно воспитать наемного работника, который ждет, что ему заплатят, но не предпринимателя, который готов рискнуть и проиграть, а потом встать и пойти дальше.