Разделы
Материалы

Мантры успешных реформ. Когда украинцы перерастут культ карго

Украинские элиты в совершенстве освоили искусство лоскутных изменений. Дождемся ли мы того времени, когда точечные изменения перейдут в глобальные?

Ryanair, IKEA, H&M. Для европейцев это не более чем бренды, которые предлагают относительно качественный продукт по доступной цене. Для украинцев они стали символом кардинального изменения страны. Полеты в Украину Ryanair ассоциировались с демонополизацией контролируемых олигархатом рынков. А появление IKEA и H&M — с общим улучшением условий для бизнеса. Известно, что вышеупомянутые бренды принципиально не дают никому взяток. Помню, как в 2015 году солидные предприниматели чистосердечно заявляли: вот придет IKEA и Ryanair, значит, можно задумываться и о развитии бизнеса.

Власти выполнили обещание. Ryanair летает в Борисполь, H&M работает в столичном Lavina Mall, а IKEA заявила об открытии магазина в 2019 году. Но можно ли сказать, что их появление свидетельствует о кардинальных переменах? Пришли бы вышеупомянутые компании в Украину, если бы чиновники не приложили огромных усилий для их привлечения и не создали им "тепличные" условия, о которых рядовой предприниматель даже не может мечтать? К примеру, Ryanair получил исключительно выгодные условия на обслуживание в Украине после личного вмешательства министра инфраструктуры Владимира Омеляна в переговоры.

Оценивать изменения в стране нужно не по количеству летающих к нам авиакомпаний и открывающихся бутиков, а по тому, можем ли мы позволить себе купить понравившуюся вещь, не обращая внимания на ценник

Наши элиты в совершенстве освоили искусство лоскутных реформ. Если это важно для реализации политических амбиций, регуляторные завалы расчищаются, а олигархов ставят на место. Этим же можно объяснить ежегодный рост позиций Украины в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Проводятся точечные изменения, направленные на улучшение используемых в рейтинге показателей регуляторной политики, к примеру, легкости получения разрешений на строительство. Но в остальном все по-старому. Налоговые инспекторы и пожарные, не стесняясь, берут взятки. Для получения разрешений требуется пройти семь кругов бюрократического ада. А олигархи контролируют ключевые активы страны и делят сферы контроля над властными кабинетами.

Что дальше? Думаю, после выборов новые президент и правительство определят очередные "реперные точки", по которым украинцам предстоит судить о ходе реформ. И станут дальше проводить лоскутные улучшения. Поскольку количество переходит в качество, точечные изменения рано или поздно станут глобальными. Правда, в масштабах страны это процесс долгий. Столько не живут.

Ускорить его можно одним путем — выйти из числа адептов культа карго. Оценивать изменения в стране не по количеству летающих к нам авиакомпаний и открывающихся бутиков, а по тому, можем ли мы позволить себе купить понравившуюся вещь, не обращая внимания на ценник, и съездить с семьей на море, не откладывая на билеты полгода. Как только мы начнем оценивать власть по уровню благосостояния, который она способна обеспечить избирателям, в Украину придут все без исключения мировые бренды.