Генеральным курсом. Можно ли Украине рассчитывать на миротворцев ООН до президентских выборов
Способность власти воспользоваться политической конъюнктурой и предпринять выгодные для государства действия достойна высокой оценки
Ежегодная сессия Генеральной Ассамблеи ООН — не просто ярмарка тщеславия участников самой многочисленной международной организации планеты, но и возможность вынести наболевшие проблемы на мировой уровень. Украине минувшая сессия подарила как минимум две возможности.
Первая — обсудить ситуацию на оккупированных территориях, против чего проголосовали Россия и еще 12 ее союзников разной степени приближенности. Отсутствие в этой "антиукраинской" компании членов G-7 и Китая — успех, а сам факт обсуждения — победа украинской дипломатии. Но не стоит ожидать от Генеральной Ассамблеи скорого решения проблемы оккупированных территорий — это сфера ответственности Украины.
Вторая — под прикрытием события украинские корабли Донбасс" и Корец" совершили переход из Черного моря в Азовское, пройдя под злополучным Керченским мостом. Российские военные моряки и пограничники сопровождали движение небоевых кораблей, но предметно помешать им не смогли. Украина показала, что намерена вплотную заниматься Азовским морем и не собирается терять экономический потенциал Бердянска и Мариуполя. Как тут не вспомнить, что в 2014-м задачей пророссийских сил было отрезать Украину от черноморских и азовских портов, чтобы подорвать ее экспортный потенциал. Способность власти использовать политическую конъюнктуру и предпринять выигрышный для государства ход должна получить достойную оценку украинского общества.
Ожидать, что после выступления Петра Порошенко ООН немедленно примет решение о вводе миротворцев на Донбасс, было бы наивно. В Совете Безопасности ООН у России никто в обозримой перспективе не отберет права вето, а Генеральная Ассамблея не уполномочена принимать соответствующие решения. Впрочем, и приуменьшать значение обсуждения ситуации на оккупированных территориях Украины не нужно. С проблемой незаконной оккупации и гибридной агрессии России сталкиваются все больше стран, им украинский опыт противодействия будет очень полезен.
Двусторонние переговоры украинского президента являются не только дипломатическим ритуалом, но и элементом диалога со стратегическими партнерами. Поэтому Порошенко не упускает возможности встретиться с главой Европейского совета Дональдом Туском. Очевидно, дабы держать руку на пульсе настроений внутри ЕС, откуда Италия и Венгрия продолжают посылать тревожные для Украины сигналы.
Не менее привычный собеседник для украинского президента — спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер. Он вручил Порошенко подписанную госсекретарем Майком Помпео Крымскую декларацию, в которой США подтверждают отсутствие намерений признавать аннексию Крыма.
Волкер в интервью главному редактору "Эха Москвы" Алексею Венедиктову без обиняков заявил, что Вашингтон располагает данными о количестве и структуре управления российских войск на Донбассе, и возложил на РФ ответственность за уничтожение МН17 летом 2014 года. Также он высказался за сбалансированную миротворческую миссию на востоке Украины и дал понять, что проведению выборов там должны предшествовать не менее шести месяцев мира.
Стоит ли драматизировать отсутствие упоминаний Украины в выступлении с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Дональда Трампа?
Уверен, что нет, поскольку 45-й президент США больше обеспокоен результатами промежуточных выборов в конгресс и работает на повышение рейтинга Республиканской партии. Россию напрямую Трамп тоже не упомянул, зато призвал Германию задуматься о растущей энергетической зависимости от РФ. Это заявление диссонирует со словами американского президента во время переговоров с польским коллегой Анджеем Дудой. Так что дипломатическая борьба вокруг Nord Stream-2 продолжается.
Можно ли Украине рассчитывать на появление миротворцев на Донбассе до президентских выборов? Не думаю. Собственно, и сразу после них они там не появятся при любом исходе голосования — слишком сложная процедура согласования состава и полномочий миссии, в которую могут войти не менее 30 тыс. голубых касок".
Но это не повод отказываться от борьбы за возвращение оккупированных территорий и активизации усилий в этом вопросе.