Разделы
Материалы

Загадочный Вакарчук. Сможет ли медлительность лидера "Океана Эльзы" привести его к власти

Пока ты еще не ввязался в битву, можешь себе позволить вещать и сеять. Сохраняя интригу. Пока у музыканта это неплохо получается

Фото: Vgorode

Публичная встреча-дискуссия "Верховенство права в Украине. QuoVadis?" со Святославом Вакарчуком, состоявшаяся в Харькове, так и не прояснила вопрос, собирается ли лидер "Океана Ельзи" баллотироваться в президенты Украины.

Его ответ был исполнен в традициях, которые он успешно обкатал в своем прошлогоднем декабрьском видеообращении, а затем в лекциях в Киеве и Виннице и выступлении на форуме YES. Главный тезис — его не интересует высший государственный пост как таковой: "Я считаю сегодня намного более важным делом, чем то, кто станет президентом, — кто сможет изменить политическую культуру в этой стране".

Те, кто назовет такое "толкование" демагогией, будут правы. Но в гораздо большей степени будут правы те, кто увидит в этом политическую технологию, позволяющую тянуть интригу. Ради досужей забавы? Вряд ли. Хотя сам Вакарчук на форуме Ялтинской европейской стратегии в сентябре отчасти пытался представить дело подобным образом: "То, что мне действительно нравится в шоу-бизнесе, — это возможность держать в напряжении". Вообще-то, такой подход отдавал бы цинизмом. Если бы он не использовался для достижения куда более значительной цели, чем просто щекотать нервы публики в течение нескольких месяцев.

Словопрения по поводу того, нужен ли стране президент-артист, уже давно кажутся не только набившими оскомину, но и нелепыми по своей сути.

Человек, умело использующий политтехнологии и основы теории игр, перестает быть просто музыкантом, взявшимся поразвлечься за наш счет

Он превращается в политическую фигуру, гораздо более умелую и действующую на предвыборной стадии рациональнее большинства конкурентов.

Что делает Вакарчук? Он медлит. И в этом смысле куда больше напоминает не Рейгана или Гавела, с которыми его сегодня пытаются сравнивать, а Фабия Кунктатора, военачальника и политического деятеля в Древнем Риме, жившего в третьем веке до нашей эры.

Кунктатор, собственно, и означало — Медлитель. В "Анналах" Квинта Энния есть замечательная фраза относительно последствий применения этой черты знаменитого римлянина: "Нам один человек промедлением спас государство". Умением выжидать, маневрировать Фабий выигрывал битвы. Ему удалось ослабить армию могущественного Ганнибала и превратить в лоскут "шагреневой кожи" территории, которые контролировали карфагеняне в Италии. Понятно, что его современники относились к нему с почтением.

В Британии конца XIX века пример Кунктатора посчитали настолько вдохновляющим, что основали в Лондоне так называемое фабианское общество, цель которого была способствовать постепенному "облагораживаю" капитализма. В него, помимо прочих, входили философ и математик Бертран Рассел и драматург Бернард Шоу, по достоинству оценившие перспективы и возможности политической медлительности.

Так что, по-видимому, в связи с Вакарчуком более резонно думать об указанных нарративах, а не о весьма отдаленном сходстве с биографиями Рейгана или Шварценеггера.

Разумеется, это не означает, что харизматичный 43-летний музыкант придет и легко выиграет президентские выборы. Просто это говорит о том, что сегодня Вакарчук действует прагматично, если не сказать мудро. Он поддерживает к себе колоссальный интерес общества.

Критикует старые лица во власти, пытающиеся выдать себя за новые ("Какие вы новые лица? — спрашивал он в Харькове. — Дети уже рождались и своих детей родили за то время, что вы были там, а вы говорите, что вы — новые лица. В чем новые лица?"). И тут разве слепой не заметит, к какому выводу он подводит аудиторию. А если мы еще вспомним о том, что в Украине сегодня прям-таки бескормица на моральные авторитеты, то поймем, что он пытается каким-то образом застолбить за собой и это место.

Последнее отчасти заставляет с иронией вспомнить Джеймса Мэдисона, одного из президентов США и автора конституции страны, который вошел в историю еще и как человек, ведший официальную переписку с самим собой. Будучи помощником президента Вашингтона, он составлял его послания Конгрессу, а в качестве влиятельного конгрессмена и председателя одной из комиссий, он же писал ответы на собственные послания из Белого дома.

Две ипостаси — это почти всегда перебор. Даже в тех случаях, когда дело не превращается, как у Мэдисона, в административную шизофрению. Вакарчуку в конечном итоге, конечно, придется выбирать между двумя ролями: духовного лидера и того, кто пришел расчистить авгиевы конюшни. Когда ты становишься президентом, то перестаешь быть пророком. Но пока ты еще не ввязался в битву за президентство, можешь себе позволить вещать и сеять. Сохраняя интригу. Пока у Вакарчука это неплохо получается.

Было бы наивно полагать, будто хорошо образованный парень, на ночь читающий фейнмановские лекции по физике, ничего не знает о теории игр. В недавно вышедшей книге двух маститых американских специалистов в области экономики, Нейлбаффа и Диксита, которая так и называется "Теория игр", приводится одна из успешных стратегий для достижения победы.

Формулируется она парадоксально: "Победа ценой поражения". Взяв в качестве иллюстрации пример реалити-шоу Survivor ("Оставшийся в живых"), авторы объясняют, почему "невысокий нудист плотного телосложения Ричард Хэтч" смог стать победителем и выиграть приз в $1 млн. Все просто: "У него был особый дар: способность действовать стратегически и не выглядеть при этом стратегом".

Сегодня подобный дар демонстрирует Святослав Вакарчук. И вполне возможно, что его выигрыш в итоге будет куда круче, чем какой-то несчастный миллион долларов.

Этот материал — часть сериала Президентские выборы-2019, в котором мы собираем все мнения о политических технологиях, кандидатах и их программах, последние новости и рейтинги, а также наши аналитические статьи.