Разделы
Материалы

Выстрел по стабильности. Украинский бизнес боится не военного положения, а его последствий

Может случиться так, что частный капитал не захочет, а государство не сможет обеспечить макроэкономическую стабильность

Фото: YouTube

Французский экономист, нобелевский лауреат Морис Алле как-то провел любопытный эксперимент. Ученый предложил испытуемым выбрать по одному варианту из двух пар гипотетической лотереи.

Первая пара: вариант А — 100-процентная уверенность в получении выигрыша в 1 млн условных денег и вариант В — 10-процентная вероятность выигрыша 5 млн, 89-процентная — 1 млн и 1% — без выигрыша. Вторая пара: вариант С — 10-процентная вероятность выигрыша 5 млн и 90-процентная остаться без выигрыша, или вариант D — 11-процентная вероятность выигрыша 1 млн и 89-процентная остаться без выигрыша.

Большинство участников эксперимента выбрали А и С, что представляло собой очевидный парадокс. Человек, предпочитающий стабильность, должен был выбрать и вариант с максимальной вероятностью получения выигрыша, пусть даже он окажется меньше. То есть тот, кто выбрал А, должен выбрать и D. На самом деле это лишь кажущееся противоречие. Морис Алле доказал, что в первом случае рациональной действующий индивид выберет абсолютную надежность, а во втором за 1% риска потребует премию в размере в 4 млн, то есть в четыре раза превышающую базовое вознаграждение в условный миллион.

Применительно к Украине — бизнес боится не так военного положения, как связанных с ним последствий. Например, усиления полномочий правоохранительных органов, которые и ранее не брезговали наездами и обычными поборами, а получив абсолютную власть, вполне могут "рейдернуть" полстраны. И тогда никакие законы "маски-стоп" уже не помогут. Население пугает нарушение логики избирательного процесса, когда люди начнут "голосовать" на баррикадах а не на избирательных участков.

В условиях политической турбулентности бизнес сокращает инвестиции и выводит капитал, а население уменьшает потребительские расходы до минимума жизнеобеспечения и накапливает запасы "на черный день".

Универсальным инструментом хеджирования рисков при этом становится доллар, точно так же, как в арабских странах золотые монеты. В ближайшее время 20–30% совокупного спроса на межбанке на валюту будет формироваться именно в секторе "страховочных покупок".

Суммарный отток капитала ближайшей зимой может увеличиться примерно на $1 млрд

При этом стоит учитывать следующее.

Каждый отминусованный из платежного баланса страны миллиард — это дополнительные 50 копеек или одна гривня к текущему обменному курсу

Мы и так не были избалованы инвестиционным вниманием. За первое полугодие 2018-го размер прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину составил всего $1,26 млрд. В пересчете на душу населения получаем даже меньше $30. Динамика на уровне стран "южнее Чада". При этом 62% ПИИ приходится на финансы и лишь 22% на реальный сектор экономики: промышленность (9%), информации/телекоммуникации (8%) и наука (5%).

В экономике нет встроенной системы "защиты от дурака", и динамика ее развития не всегда прямая производная от математики в виде моделей экономического роста и маржинальных функций предельной полезности. Тренды среднесрочного развития определяются поведенческими экономическими моделями, когда социальные, психологические и когнитивные факторы влияют на принятие решений экономических агентов. И главный ограничитель — это горизонт рациональных ожиданий субъектов экономики, например, населения или иностранных инвесторов. А применительно к Украине этот горизонт безбрежен, как мировой океан, то есть ожидать можно чего угодно.

Поэтому введение военного положения может стать контрольным выстрелом в макроэкономическую стабильность, когда частный капитал не захочет, а государство не сможет ее обеспечить.

Возвращаясь к эксперименту Морриса Алле, отметим: выводя капиталы, инвесторы будут руководствоваться упомянутым выше принципом абсолютной надежности, а вернуть их обратно можно будет лишь предложив четырехкратную премию за риск.