Приступы миротворчества. План Сайдика и инициативы Медведчука объединяют кремлевские лекала
Устами Мартина Сайдика Россия умело играет на обеспокоенности западных партнеров конфликтом на Донбассе
Спецпредставитель ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Мартин Сайдик немало удивил, проталкивая в информационном пространстве документ, который на поверку оказался не планом урегулирования конфликта на Донбассе, а набором инициатив с кремлевским душком.
Будет нелишним вспомнить, что своим специальным представителем в ТКГ летом 2015 года Сайдика назначил тогдашний председатель ОБСЕ Ивица Дачич, министр иностранных дел Сербии.
Австриец Мартин Сайдик обладает внушительным опытом дипломатической службы, в том числе в России, где много лет работал в посольстве Австрии.
Интервью Сайдика австрийской газете Kleine Zeitung может претендовать на небольшую сенсацию: именно в нем дипломат, пребывающий нынче на службе ОБСЕ, рассказал о своих предложениях по урегулированию конфликта на Донбассе.
Оказалось, до этого их уже презентовали (по всей видимости, избранным) во время встречи высокого уровня ОБСЕ в ноябре минувшего года в Милане. Интересно, что реакции дипломатов за время, прошедшее с тех пор, так и не последовало. Наверное, поэтому Мартин Сайдик решил напомнить о своих инициативах посредством СМИ.
Если быть точным, то Сайдик не единственный автор "документа для обсуждения". Причем два других дипломата-соавтора не менее одиозны. Глава специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Эртурул Апакан отличается тем, что предпочитает наблюдать за ситуацией на Донбассе максимально непублично. А французский дипломат Пьер Морель известен тем, что еще в 2015 году предлагал проводить местные выборы в ОРДЛО, не дожидаясь их возвращения под контроль официального Киева.
Напомним, что приближается очередная годовщина подписания Минских договоренностей, сумевших снизить интенсивность противостояния на Донбассе в феврале 2015-го, но так и не обеспечивших реального урегулирования ситуации.
С того времени Украина успела укрепить Вооруженные силы, благодаря чему расширила пространство для дипломатического маневра. Минские договоренности признаны Советом Безопасности ООН в качестве матрицы для урегулирования конфликта на Донбассе.
Правда, год назад Украина, назвав ОРДЛО оккупированной территорией, а Россию — государством-агрессором, получила от США "джавелины" и рассчитывает на новые закупки вооружения на Западе. Кремль такое развитие событий абсолютно не устраивает, так что там, судя по всему, запустили альтернативный сценарий.
"Предложения Сайдика" выглядят плохо замаскированной попыткой вернуть оккупированные районы Донбасса Украине на российских условиях и за счет ЕС и западных доноров
Осветить этот процесс должны совместными усилиями ОБСЕ и ООН, но сам план урегулирования должны утвердить лидеры государств "нормандской четверки" и ратифицировать — парламенты Украины, России, Германии и Франции. Откровенно говоря, трудно представить параллельную ратификацию любого решения законодателями России и Украины, да и немецкие и французские депутаты вряд ли стремятся заполучить для себя новую обузу.
Сайдик со товарищи видят военную силу ООН на Донбассе "относительно малого масштаба", зато предлагают привлечение "специально отобранных сотрудников местной полиции". Напомним, что незаконные военные формирования боевиков называются "народной милицией", так что перспектива этой инициативы выглядит сомнительной.
Идея же привлечь Европейский союз к восстановлению Донбасса кажется логичной, исходя из его опыта в этом вопросе, однако вряд ли в Брюсселе на это смотрят с оптимизмом. Воспринимать серьезно предложение в 2020 году провести выборы в местные органы власти ОРДЛО мешает комплекс факторов. Непоследнее место среди них занимает готовность сотрудничать в ходе этих выборов с нынешней оккупационной администрацией.
Устами Мартина Сайдика Россия умело играет на обеспокоенности западных партнеров конфликтом на Донбассе. Боевые действия на востоке Украины продолжаются, информационный фон вокруг противостояния остается максимально тревожным. Коллективному Западу, безусловно, хочется получить лавры миротворца, при этом не испортив отношений с Россией.
Сделать это можно исключительно за счет интересов Украины, уже вошедшей в период двойных выборов, во время которых рассчитывать на кристаллизацию национальных интересов наивно. Министр по делам временно оккупированных территорий Вадим Черныш уже обвинил Сайдика в стремлении легализировать "ДНР" и "ЛНР".
Исходя из всего этого, трудно поверить, что последовательный в отстаивании интересов Кремля в Украине Виктор Медведчук на минувшей неделе во время съезда "Оппозиционной платформы "За життя" случайно предложил провести четырехсторонние переговоры между Киевом, Москвой, Донецком и Луганском, а заодно создать максимально широкую автономию на Донбассе.
На это заявление с подачи депутата от "Народного фронта" Андрея Тетерука отреагировала Генеральная прокуратура Украины, открывшая уголовное производство по подозрению Медведчука в государственной измене и сепаратизме. Правда, далеко не факт, что это обернется большими проблемами для кума Путина. Операция "Посадить Медведчука" выглядит серьезным вызовом для действующей власти, но даже ночь, проведенная в СИЗО самым известным пророссийским политиком страны, способна позитивно повлиять на ее рейтинг.
В своей приверженности Минским договоренностям едины Мартин Сайдик и спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер. Вот только последний указывает на сложности в их выполнении и, спустя полтора года работы в своей нынешней должности, предпочитает не ограничиваться предложениями исключительно по Донбассу. Эта тенденция, похоже, серьезно беспокоит Кремль, поэтому он и активизировался в продвижении своих инициатив. "Предложения Сайдика" могут стать фактором отвлечения внимания от агрессивных действий России в Азовском море и судьбы пленных украинских моряков.
Адекватной реакцией на подобные "миротворческие планы", которые игнорируют украинские интересы, была бы консолидация и согласованные действия наших политиков. Идеальным ответом на предложения из недр ОБСЕ выглядит стратегия возвращения оккупированных территорий, в которой найдут для себя возможность применения сил как можно больше граждан Украины.
По законам жанра, в международных отношениях, критикуя, нужно предлагать альтернативу — максимально реалистичную и весомую. Дело за малым — создать ее в условиях предвыборной лихорадки.