Разделы
Материалы

Страсти по инаугурации. Почему в противостоянии между Зеленским и Радой не будет ни победителей, ни побежденных

Ритуально-технический вопрос инаугурации нового президента Украины стал серьезным камнем преткновения в отношениях между Владимиром Зеленским и Верховной Радой. Чем это может закончиться?

Фото: Getty Images

Оправившиеся от шока избирательной кампании парламентарии всерьез задумались о своем будущем. И испугались роспуска ВР. Ведь команда Зеленского предложила провести инаугурацию 19 мая, и тогда у нового президента будет теоретическая возможность распустить Раду и объя­вить досрочные выборы — предположительно 31 июля. Именно поэтому появились попытки затянуть процесс.

Директор Института национальной памяти Владимир Вятрович вдруг вспомнил о том, что 19 мая — День памяти жертв политических репрессий (дата, придуманная самим Вятровичем, чтобы заставить забыть о том, что в советские времена в этот день праздновали День пионерии). Сторонники Петра Порошенко принялись обвинять Зеленского в неуважении к памяти репрессированных. Некоторые стали прозрачно намекать на то, что Зеленский не может во время присяги класть руку на Пересопницкое Евангелие (хотя это необязательная норма). К кампании подключился даже астролог Влад Росс, заявивший, что 19 мая — "сатанинский лунный день", и если он станет датой присяги нового главы государства, то "Зеленский может быть свергнут".

Сам Зеленский настроен спокойно. Во время встречи с представителями парламентских фракций он предложил компромиссный вариант: его команда вносит проект постановления об инаугурации 19 мая, а если тот не проходит, готова передать вопрос на усмотрение депутатов и согласиться с любой датой.

Триумфально выигравший президентские выборы Владимир Зеленский может получить Верховную Раду во главе со спикером Петром Порошенко

Другое дело, что сторонники Зеленского, совершившие, по сути, электоральную революцию, хотели бы быстрого обновления всех ветвей власти, и многие жаждут этих самых досрочных выборов. Но нужны ли они самому победителю президентских выборов? Как элемент кампании давления на парламентариев, этакий дамоклов меч, — да. Ему надо вносить в Раду кандидатуры министров обороны и иностранных дел, генерального прокурора, главы СБУ. При отсутствии своего большинства необходим стимул для воздействия на депутатов. Иначе возможен саботаж.

Но проведение выборов летом может иметь плачевные последствия для самого Зеленского. Он вряд ли сумеет повторить "подвиг" президента Франции Макрона, когда победа на президентских выборах в 2017 году спустя месяц привела к ошеломительному успеху его партии на выборах в парламент. Ядро партии Макрона составляли представители местного самоуправления. У Зеленского, кроме вывески "Слуга народа" и одноименного сериала, ничего нет. Ему только предстоит сформировать команду.

Зато команда есть у проигравшего выборы Петра Порошенко. Есть она и у Владимира Гройсмана, Юлии Тимошенко и даже Арсена Авакова, который на финальной стадии вроде как поддержал Зеленского, но при дележе портфелей рискует остаться не у дел. Можно запросто представить, что триумфально выигравший выборы Зеленский может получить Верховную Раду во главе со спикером Порошенко. И премьером Гройсманом. Или Тимошенко.

Зеленский — человек неглупый, он понимает, чем это чревато. Апеллировать к "папередникам" ему вряд ли удастся. Запас шуток и стендапов на политическом поприще рано или поздно исчерпывается — опыт Вадима Рабиновича тому подтверждение.

К тому же разгон Рады может привести к клинчу, когда Зеленский попросту не сможет назначить министров по своей квоте. Именно поэтому роспуск парламента для него — что-то наподобие ядерного арсенала России и США: практически он существует, но задействовать его — откровенное безумие. В войне между парламентом и президентом, как и в ядерной войне, не будет ни вы­игравших, ни проигравших.

Единственным политиком, который может получить выгоду от досрочного роспуска парламента, станет Владимир Гройсман: ему не придется идти на несколько новых непопулярных решений относительно повышения коммунальных платежей, а можно будет умыть руки, перепрыгнуть в Верховную Раду и взвалить всю ответственность либо на Зеленского, либо на нового премьера.

Но пока парламент продолжает бояться инаугурации, стараясь перенести ее на конец мая. Так, чтобы у Зеленского уж наверняка не было шансов распустить Раду.