Разделы
Материалы

В борьбе за кадры. Что должен сделать Зеленский, чтобы остановить утечку мозгов

Комплексной системы развития и господдержки ИТ-отрасли в Украине все еще нет

Фото: РИА Новости

Смена власти в стране — для одних потеря кормушек и потоков, для других ожидание перемен, а для нового Президента и его команды прекрасная возможность продемонстрировать принципиальность в решении проблем, до которых не доходили руки у "попередников". Хотя, справедливости ради, думаю, стоит отметить, что многие из них, это следствие бездарной политики уходящей команды. Одна из главных проблем — отток кадров из страны.

Все последние годы из Украины планомерно и целенаправленно вымывали трудовые ресурсы, и предыдущая власть не предпринимала ничего, чтобы остановить этот процесс. Соседние страны в той или иной мере упрощают процедуры выдачи виз, облегчая трудоустройство по всем или многим специальностям, т. к. испытывают нехватку кадров по многим позициям и снижают требования к потенциальным кандидатам. Особенно в этом процессе выделяются упрощения для релокации высококвалифицированных кадров.

Соседей больше интересуют массовые рабочие специальности, но они не забывают и про айтишников и инженеров. Так, кроме визовых послаблений, разрешающих украинцам работать в стране до полугода, Польша в 2018 году отменила тестирование при трудоустройстве иностранцев 289 профессий, куда вошли как строители и врачи, так и инженеры и программисты. Также с 1 января 2019 года в Польше упростилась выдача разрешений на временное пребывание и трудоустройство нерезидентов по востребованным специальностям.

На упрощение правил выдачи рабочих виз и трудоустройства уже пошла Словакия, планируют это сделать Чехия и Германия. При этом в Германии с 2012 года работает программа Blue Card, по найму высококвалифицированных специалистов. Германии и Чехии нужны в основном рабочие руки, но от "мозгов" они тоже не отказываются.

В Германии хотят отказаться от существовавшего приоритета трудоустройства граждан стран ЕС и предоставлять возможность устроиться на работу по прибытии в страну, без заранее подписанного трудового договора с немецким работодателем.

Небольшие же страны вынуждены активно продвигать свои конкурентные преимущества путем специальных программ для отдельных категорий вакансий или бизнесов. Именно таким путем пошла Эстония — тут запустили программы e-Residency (электронное резидентство — открытие компаний с европейской юрисдикцией и ведение бизнеса без необходимости физического присутствия в Эстонии) и Work in Estonia (привлечение ИT-талантов).

Казалось бы, почему именно Эстония? У этой страны Балтии есть своя железная логика и свой ярчайший пример. Именно усилиями в том числе и эстонских программистов был создан сервис Skype, который в 2011 году был продан Microsoft за $8,5 млрд. Для постсоветского пространства это была рекордная сумма!

Не удивительно, что при наличии такого примера и усилий государства и отрасли Эстония стала региональным ИТ-лидером, создала целую стартап-экосистему, которая "породила" известные ИТ-проекты вроде Taxify (сейчас Bolt, аналог Uber) и TransferWise (система денежных переводов).

Эстония для привлечения талантов из других стран ввела комплексную информационную кампанию, и это дало свой эффект. В результате из Украины вытягивают не только кадры, но и бизнес. В Эстонии украинцами открыто более 620 компаний, которые свои обороты и налоги оставляют там.

Например, в рамках программы e-Residency в 2018 году украинцы открыли в Эстонии около 300 компаний, а статус электронного резидента этой страны получили примерно 1300 наших сограждан.

Но самый ближайший и понятный для Украины пример — "авторитарная" Беларусь, которая создала для ИТ условия, куда лучше наших

Резиденты Парка высоких технологий (ПВТ — особая экономическая зона для ИТ-компаний) освобождаются от налога на прибыль и НДС (они платят только 1% от выручки), а подоходный налог составляет только 9%, что существенно ниже, чем по стране в целом. Упрощено и трудоустройство иностранцев — они смогут работать в ПВТ без спецразрешения и визы, а также получать вид на жительство в упрощенном порядке.

Успехи ИТ в Беларуси очевидны: в 2017-2018 гг. экспорт ИТ-услуг ПВТ составил более $1 млрд (+25%) и $1,4 млрд (+38%) соответственно. Если считать на душу населения (в Беларуси около 9,5 млн жителей), то это на порядок выше, чем в Украине. Неудивительно, что ИТ в Беларуси может дать яркие примеры проектов вроде Wargaming и Viber, к созданию которого приложили руку тамошние программисты.

В Украине же из господдержки для айтишников условно можно назвать только упрощенную систему налогообложения, но и ту постоянно угрожают отменить (в т. ч. с подачи МВФ). Комплексной системы развития и господдержки ИТ-отрасли в Украине нет.

После подведения итогов президентских выборов у Владимира Зеленского появилась уникальная возможность стартовать если не с чистого листа, то изменить ситуацию — уменьшить отток кадров, упростить ведение бизнеса в стране, поддержать инновационные отрасли, и направить экономическое развитие страны в правильное русло.

Вместе с тем, для этого ему необходимо "заговорить" (его позиции и взгляды по многим вопросам остаются неясными) — зафиксировать свои позиции касательно улучшения бизнес-климата в стране, изменений в налоговой сфере и его видения поддержки развития украинского ИТ-бизнеса.

Понятно, что у Владимира Зеленского нет достаточного экономического бэкграунда, но это поправимо, если достаточной квалификацией и авторитетом в той или иной отрасли будет обладать пул консультирующих его экспертов.

Важно, чтобы Зеленский не допустил создания теплой ванны в окружении экспертов из организаций, живущих на западные гранты, и "сбитыми летчиками", которые уже упустили свой шанс на реальные перемены в стране.

Для новой власти сейчас задача-минимум — это оставить как есть упрощенную систему налогообложения, лишить СБУ полномочий по расследованию экономических преступлений (обыски с "маски-шоу", которые обычно заканчивались ничем для следствия и убытками для бизнеса), улучшить бизнес-климат во всей стране и продвигать в западной прессе возможности ведения бизнеса в Украине.

А мы, продуктовые ИТ-компании родом из Украины, своим примером показывали и будем показывать, что и в нашей стране можно создавать продукты мирового уровня.