Разделы
Материалы

Самый лучший памятник. Что лучше установить на месте Ленина

Как всем известно, в Киеве есть вакантное место для памятников. Это место напротив Бессарабского рынка, там, где раньше стоял памятник Ленину. Во время Майдана памятник этот свалили разгневанные толпы, чем положили начало самому крупному и окончательному в новейшей истории Украины "ленинопаду" – именно после киевского монумента были демонтированы памятники Ленину в Харькове, Запорожье и во множестве маленьких городков и сел.

Конечно, памятник надо было бы снести раньше, не дожидаясь Майдана. Во-первых, он возбуждал уж слишком нездоровые инстинкты у старых коммунистов, во-вторых, так монумент можно было бы сохранить: все же произведение значимого скульптора. Однако у нас никогда не планируют ничего заранее, поэтому, когда скульптура была свалена торжествующей толпой, от нее сразу же, на месте, стали отбивать кусочки – на память, это ж как Берлинская стена, понимаете? Буквально за несколько дней активисты, которые не подпускали к памятнику милицию и вообще никого, размолотили его совершенно, и долго потом на ОЛХ и прочих интернет-платформах продавались "фрагменты памятника Ленина, гранит, настоящие".

Что ж, памятник снесли, но место осталось! Какое-то время шла вялая борьба за проект нового памятника: предлагались самые фантасмагорические идеи вплоть до увеличенной типовой статуэтки Девы Марии из кладбищенского церковного магазина. А в 2017 году платформа культурных инициатив "Изоляция" провела у себя конкурс на новый памятник на этом месте, в финал вышли четыре проекта, украинские и международные. И "Изоляция" предложила замечательную идею: поставить каждый из проектов-финалистов на место памятника. На время. Чтобы киевляне могли выбрать.

Это стало началом большого пути. Внезапно все осознали: вот же чудесное место, которое каждый может занять своим памятником! На время, разумеется, знаете, как Гайд-парк, но для постаментов. Постоял, показался – и следующий. Лучшее, на мой взгляд, решение для страны без идеологического консенсуса и внятных геополитических ориентиров.

Чего там только не было за последние два года. И "Синяя рука" – открытая ладонь действительно синего цвета, по замыслу автора символизирующая открытость и дружбу, установленная в рамках внедрения инициативы "Киев – город мира" по обращению Посольства Румынии в Украине. И копия бронзового памятника карпатской рыси, выполненного изо льда, он должен был символизировать, что популяция рысей под угрозой, они могут исчезнуть, как лед в теплую погоду. Киевляне привыкли и уже почти не обращают внимания на смену памятников в этом неверном месте.

Однако очередной монумент привлек их внимание. Это скульптура молодого художника Алексея Золотарева, которая победила в конкурсе "Цена свободы", проведенном Украинском кризисным медиацентром к 5-летию событий на Майдане. Работа называется "Противостояние", и автор описывает ее так: "Протистояння" – це спроба оформити у візуальний образ відчуття внутрішньої напруги, конфлікту, нестримної сили, що не піддається контролю розуму. Головним важелем в житті завжди залишається щось, що є вищім навіть за пам"ять. Таким важелем, що утримує на поверхні, – є усвідомлення себе вільним.

Свобода – це протистояння довіри та омани, рішення та несвідомості, покращення та втрати. Протистояння, як взаємовиключні частини одного цілого. Свобода – то є постійна боротьба, в якій має шанс народитись істина.
Куля, як цілісний організм, абсолютна форма, ком, що набрав обертів та заплутався у мільйонах шляхів, вічний потужний двигун, що заряджає повітря електричними хвилями. Ціле, що посічене з усіх боків та має зібратись, щоб вижити".

На наш взгляд, это несколько притянутое за уши необходимое для участия в конкурсе идеологическое обоснование привычной абстрактной пластики этого скульптора, но вряд ли многие его читали, так что не это стало причиной шуток и недоумения киевлян. Скорее их обескуражил сам факт появления в пространстве города современной скульптуры – а вот это уже грустно, ведь это классический, я бы даже сказала, типовой современный арт-объект, сотни которых украшают площади европейских городов. Но, с другой стороны, где же нашему горожанину привыкнуть к такому, продираясь между казаков на пони, Ярославов мудрых на унитазе и драконов каминного размера?

Вообще, конечно, возможность создать самый лучший памятник на этом месте мы безнадежно упустили. Как только гранитный истукан упал, его надо было охранять, не дать расколотить на кусочки, а просто накрыть стеклянным куполом вместе с постаментом. Это и был бы лучший памятник отжившей идеологии. Но, с другой стороны, это было бы неправдой в нашей стране. На самом деле жизнь как всегда оказалась честнее проектов, и подлинным памятником на этом месте стали объявления о продаже кусочков Ильича в газетах. Интересно, их можно как-то монументализировать?