Разделы
Материалы

Мнение: почему мы не паркуемся как в Европе

В Киеве под ногами лежат огромные деньги

Простой пример: как паркуют автомобили в Европе и у нас. В центре Киева – на обочинах, иногда в два ряда, на тротуаре, на клумбах. А вспомним Лондон (Париж, Берлин) – только там, где положено, и обязательно оплатив парковку. Причем даже в случае, когда мы как туристы ездим на арендованной машине.

Обычно это объясняют штрафами. В Европе – 50–100 евро, у нас – от взятки в 10 грн. до штрафа в 400, если на колесо надели блокиратор. Или другой ответ: в Европе много паркингов, а где они у нас? Все это неверно.

А теперь вспомним, как штрафуют нарушителей правил парковки там – просто кладут бумагу (ticket) под дворники! Нет, британцы, французы или шведы не настолько законопослушны, что просто из-за угрызений совести платят по счету. В этом они ничем от нас не отличаются: если бы могли, то не платили. Вот ведь дипломаты из вполне приличных стран паркуются где хотят в Америке и, пользуясь своим иммунитетом, не платят штрафы – и ничего с ними не сделаешь. А в Европе платят, и по очень простой причине: у каждого жителя там есть персональный номер – называется "номер социального страхования", что-то вроде нашего ИНН. И все имущественные отношения (работа, налоги, дом, страховки, покупка машины и др.) связаны с этим номером. И номер каждой машины тоже. Не заплатишь – через 21 день долг вырастет вдвое, а дальше будет еще и суд, и придется нести судебные расходы. И даже если ты приехал из Эдинбурга в Лондон, британская база данных найдет владельца машины и пришлет ему удвоенный штраф, ведь адрес тоже связан с уникальным номером, через банковский счет. В наказании важна неотвратимость, а не размер – так вполне резонно говорила советская юстиция.

В Киеве под ногами лежат огромные деньги. Предположим, что в городе 350 тысяч машин (у каждого десятого) плюс 50 тысяч приезжают извне и третья часть из всех паркуется хотя бы на 2 часа в день. Тогда, исходя из 5 гривен в час и 300 рабочих дней в году, получается примерно 50 миллионов долларов в год сборов за парковку. Это минимум и всего в одном, пусть даже самом большом городе страны.

Что мешает пойти по европейскому пути? Есть и мелочная жадность государства – так как за продажу машины берут серьезный налог (3% стоимости) – очень много авто водят по доверенности, маскируя сам акт продажи. Но самое главное – неспособность внедрить любой серьезный IТ-проект там, где это пытается делать наша власть. Если вас недавно штрафовали за нарушение ПДД, предполагается, что есть база данных, которая сличает выписанные штрафы с поступившими деньгами. И тому, кто не заплатит, ставят "красный флаг", чтобы потом задержать его во время очередного ТО. Но эти квитанции не поддаются автоматическому сканированию-вводу, все надо делать вручную. Так же и банковские переводы по штрафам вводятся вручную. Выходит, если и есть центральная база, то она не выполняет своих функций. А ведь это был простой проект, не требующий изменения в законах и серьезных технологий.

И понятно, что совершенно невозможно в настоящее время сделать систему связи ИНН с собственностью на машины, ведь для этого каждый нотариус должен иметь возможность передать информацию по сделке купли-продажи на центральный компьютер системы. А каждый парковщик – связаться с этим компьютером для передачи данных.

Все разговоры о недостатке парковок у нас – просто подмена причины следствием. То, что у нас мало парковок, – это результат того, что в них бессмысленно вкладывать деньги, они не окупятся, когда есть столько дешевых или даже бесплатных альтернатив.

А самое главное – это нелинейные связи в современной экономике: получается, что нельзя навести порядок с парковкой и заработать хорошие деньги, пока вы не дернули за ниточку совсем в другом месте.

Петр Чернышов, pch@fastmail.fm