Мнение: страна живет без поводыря и без пророка
"Люди – животные, которые ко всему привыкают". Если раньше я бы сдвинула брови, услышав подобное циничное изречение, то сейчас с горечью с этим соглашаюсь
Недавно довелось побывать в одной компании с гражданами Белоруссии – знакомые заехали по пути с наших "морей". Заговорили об уровне демократии у них и у нас. Они – вполне успешные люди, с высшим образованием, три года назад даже сочувствовали минскому провалившемуся Майдану. И вот те на – трансформация сознания! Речь зашла о Лукашенко, и мои белорусы поведали "страшную тайну" о внебрачном сыне бацьки, Коленьке.
Собственно, мои гости узнали о наследнике президента из российских средств массовой информации. Те на одном из каналов показывали отца с ребенком и комментировали семейные отношения президента так часто, что Лукашенко умаялся и прикрыл этот канал без суда и следствия. На освободившейся частоте теперь вещают новости спорта. Вот и вся демократия. Так вот, поразительной оказалась реакция моих знакомых: "Правильно, нечего в гостях гадить".
Хотя история развития государств, их революций и переворотов доказывает: как только образуется брешь в идеологии, ее заполняет чужая, привнесенная извне. Я застала еще то время, когда в дальних комнатах квартиры мои близкие слушали "запретные голоса". Устраивались эти радиосеансы ради того, чтобы узнать о событиях в Афганистане: там тогда проходил службу мой отец, но и после сводки с "горячей точки" голоса не отпускали. Очень может быть, что президент Лукашенко, карая слово делом, не только пресекает попытки вмешательства в его личную жизнь, но и выставляет щит против идеологических покусываний старшего брата. Видно, знает бацька, что делает.
Российский агитпроп преуспел в создании образа врага как из белорусов (с которыми у россиян, в том числе из-за непоколебимой позиции Лукашенко, не сложилось союзное государство, рублевая зона и другие проекты), так и из украинцев.
47% россиян плохо и очень плохо относятся к Украине (результаты опроса российского аналитического центра Юрия Левады.) А вот большинство украинцев – 70,2% относятся к России вполне позитивно (социологическое исследование Института Горшенина).
Конечно, такое благородство украинской нации весьма похвально, но не опасно ли оно для самосохранения?
Страна достигла совершеннолетия, но до сих пор живет без идеологического поводыря. За 18 лет независимости Украины ни одной силе, критикующей Россию, не удалось увлечь за собой нацию. Я не имею в виду людей в вышиванках, которые мечутся между Батуриным и "Мистецьким арсеналом", я говорю о персоне с рейтингом доверия и уважения. Это место вакантно. Пророка нет.
Приведу пример, хоть говорят: о мертвых или хорошо или никак. Александр Солженицын, писатель, лауреат Нобелевской премии мира, диссидент, долгое время гонимый в России, а оттого притягательный, как все запретное, незадолго до смерти сделал заявление. Мол, украинские разговоры о геноциде продиктованы "русофобией и шовинизмом", а "спекуляции вокруг голодомора" направлены на то, чтобы поссорить родные народы России и Украины. Уверена, что слова такого человека не добавили плюсов к мнению россиян об украинцах. На фоне подобных мастодонтов голоса адвокатов Украины звучат более чем слабо. Маховик отрицательного мнения о "Малороссии" запущен давно. За его шумом не слышны реплики российских демократов, и в статистических данных подобные симпатики Украины отображены разве что в тысячных долях.
А если где-то столь методично и скрупулезно заботятся о накоплении негатива по отношению к соседям, значит, это кому-нибудь нужно? Ведь ненависть – сильное чувство, которое города берет.
Наталья Мосейчук, ведущая программы ТСН на канале "1+1"