Разделы
Материалы

Мнение: "Могло быть и хуже" – главная категория для просмотра всего современного российского кино

За последний месяц в кинопрокат вышли три российские комедии подряд. Но ни одна из них не оказалась настолько плохой, чтобы ее было приятно смотреть

Один мой знакомый кинокритик считает, что русский фильм – это уже диагноз. То есть, конечно, в России снимают и хорошее кино тоже. Но это касается в основном лент, которые возят по фестивалям и называют "авторскими". А вот с жанровыми картинами – большая проблема.

Например, боевики. Некоторое время назад вышел фильм "Горячие новости" – римейк гонконгской ленты. Оригинал, если кто не в курсе, снял Джонни То, отличный, а порой и гениальный постановщик. В его "Горячих новостях" обаятельные злодеи вызывают симпатию, запутанная история держит в напряжении все два часа, и в конце все ее ниточки связываются в один узел. А российская команда умудрилась привнести в комедийный боевик ровно столько, чтобы испортить все смешные шутки, избавиться от экшена и добавить ненужный пафос. Получилось в целом на троечку. Хотя, с другой стороны, могло быть и значительно хуже. На самом деле "могло быть и хуже" – главная категория для просмотра всего современного российского кино.

Вот фильм, который не обсудил только ленивый, – "Обитаемый остров". Да, не "Дозоры" Бекмамбетова, но до него в российском кино в ближайшее время вообще мало кто дотянется. Видно, что создатели "Острова" старались, рисовали красивые спецэффекты, пытались сделать интересную историю, что уже немало. Потому что ведь мог быть еще один "Никто не знает про секс – 2".

Эту романтическую комедию можно смело назвать худшим российским фильмом за всю историю российского кино. Ее нужно показывать начинающим режиссерам, сценаристам, операторам и актерам, чтобы они знали, как не нужно делать. Для этих целей нужно оставить одну фильмокопию, а остальные сжечь – чтобы обычные зрители никогда больше не видели этого ужаса. Сцена, в которой Ксения Собчак изображает страстный секс с одним из главных героев фильма, мне до сих пор снится в кошмарах. Такого праздника дурновкусия и пошлости не увидеть даже на концертах Михаила Поплавского.

Единственное, за что я, пожалуй, даже благодарна создателям "Никто не знает про секс – 2", – они обеспечили меня мотивацией смотреть другие российские фильмы. Теперь мне каждый раз хочется найти картину, которая будет еще хуже. Потому что если кому-то удастся снять хуже – это будет настолько плохо, что даже интересно.

Пока что к этой черте приблизился только фильм Андрея Кончаловского "Глянец". Сцена, в которой голая героиня Юлии Высоцкой стоит на четвереньках, а герой Александра Домогарова бросает в нее орешками, по отвратительности может тягаться с некоторыми фрагментами "Никто не знает про секс –2". Но Кончаловский – все-таки режиссер, в отличие от того, кто снимал комедию, поэтому победить в этой дуэли ему не удалось.

Не смог стать новым шедевром и римейк "Римских каникул" под названием "Все могут короли". Хотя команда создателей фильма явно очень старалась, особенно исполнительница главной роли. Чтобы достичь сходства с Одри Хепберн, она изо всех сил пучила глаза и передвигалась в кадре с грацией человека, проглотившего швабру.

Последней по времени надеждой для меня стала картина "Невеста любой ценой", она сейчас как раз идет в кинотеатрах. Если вы ее еще не видели – не смотрите. "Последняя докризисная комедия", как ее рекламировали, оказалась скучным зрелищем с несмешными шутками про сиськи. В конце хочется, чтобы главного героя убили, но, к сожалению, все заканчивается хеппи-эндом.

Не оправдали моих надежд и комедии "Лопухи" и "Каникулы строгого режима". Первая была отвратительная, вторая – просто несмешная, но обе не достаточно плохи, чтобы считаться новыми точками отчета. Теперь я жду полнометражную "Нашу Рашу".

В заключение стоит сказать, что хоть в чем-то украинским киношникам удалось переплюнуть российских. Если "Никто не знает про секс – 2" хоть и очень плохой, но фильм, то нашим удалось снять 70-минутную интермедию для православного канала с названием "Маленькая жизнь" и показать ее в кинотеатре.

Юлия Куприна, корреспон-дент отдела Культура журнала Фокус