Разделы
Материалы

Мнение: Хочу быть китайцем

Защита национального производителя до сих пор остается уделом бизнеса. Государство инициативу почти не проявляет и внутреннее производство не стимулирует

Международная торговля стоит на пороге серьезных изменений. Несмотря на принятые правила, правительства стран – участниц ВТО защищают внутреннее производство от проникновения дешевых товаров. Недавно и США, одна из ведущих стран в ВТО, впервые за долгое время ввели ограничение на импорт китайской шинной продукции. Примеру Штатов в других отраслях следуют и европейские страны. Действия государств понятны: в условиях кризиса защита внутреннего производства является одним из факторов стабилизации собственной экономики. Тут уж не до торгово-дипломатических расшаркиваний. Ведь без собственного внутреннего производства страна обречена стать рынком сбыта чужих товаров и сырьевым придатком для их производства за рубежом.

А что же делает Украина для поддержки внутреннего производителя? Легче сказать, чего она не делает. Во-первых, поток черного и серого импорта в страну достиг чудовищных масштабов. По некоторым отраслям это более 50% рынка. От черно-серых схем страдают не только внутренние производители, но и официальные импортеры и торговые сети. Ведь легально контрабанду реализовать тяжело, поэтому продают ее тоже "в серую", демпингуя и подрывая рынок. В результате теряет и само государство, недополучая пошлины и налоги при ввозе и реализации товаров.

Во-вторых, для таможни мирового кризиса как будто и не существует вовсе. Иначе как объяснить то, что расчет пошлин производится по индикативной стоимости сырья, зачастую в 2–3 раза превышающей рыночные цены. Довести до сознания защитников экономических границ факт снижения цен на сырье в общемировом масштабе крайне сложно. "То весь мир, а то у нас в Украине", – приходилось слышать и такое. Понимания потребностей в сырье внутренних производителей, отправляющих свою продукцию далее на экспорт, у таможни нет. Как нет и представления, за счет чего конкурировать национальным товарам, если на входе мы вынуждены платить за ввоз сырья больше всех в мире.

В-третьих, внутренний производитель опирается не только на потребление внутри страны. Успешное развитие возможно при условии внешнеторгового баланса, то есть когда экспорт и импорт уравновешены либо первый превышает второй. Для экспортеров необходимо создать условия. Например, в Евросоюзе огромное количество мер по стимулированию экспортеров – от льготного кредитования до дотаций производителям ряда экспортной продукции, например высокотехнологичного оборудования. В Украине же экспорт – это головная боль. Потому что возмещения НДС от государства экспортер может ждать годами. И никакими бизнес-планами "выпадения" средств из оборота не предусмотришь – национальная специфика. Какая уж тут эффективность внутреннего производства. Если брать, к примеру, китайского производителя, то сырье ему обойдется дешевле. По стоимости же рабочей силы он к европейским стандартам, как наш, отечественный, не стремится. А черно-серая дыра в таможенном заборе и безразличие чиновников позволит ему легко ввезти свою продукцию в Украину и уехать с нашими деньгами обратно в Поднебесную. Где он еще и получит от государства премию в виде возмещения НДС точно в срок. Нет, честное слово, хочется быть китайцем!

Выходит парадоксальная ситуация: на макроуровне есть желание развивать производство и экспорт, улучшать внешнеторговый баланс, а на микроуровне от государства украинские предприятия не только не получают защиты или льгот, но и деньги собственные им не возвращают. Чем сильно снижают обороты и отбивают желание продавать за границу. Ведь самое интересное, нам есть что продавать. Продукты питания, легкая промышленность, фармакология, металлургия, химпром – делать свое научились, продавать тоже неплохо получается. Теперь нужно учиться защищать рынок на государственном уровне. Защищать снаружи и стимулировать внутри. Тогда и с внешнеторговым балансом все будет идеально. Как в рекламе импортного шампуня.

Вадим Татусь, председатель наблюдательного совета ЗАО "Росава"