Разделы
Материалы

Мнение: Есть ли жизнь без взятки?

Расходы чиновников поведают об их истинном лице намного лучше, чем налоговые декларации

Уже никто не удивляется, когда чиновники и политики указывают в поданных декларациях мизерные цифры, это стало традицией. В этом плане нынешняя президентская кампания – историческая уже потому, что впервые кандидаты на высший пост в государстве засветили свои доходы, хотя бы отдаленно напоминающие правду. Причем один из них умудрился в первой декларации указать сущие копейки, а вот во второй неожиданно превратился в миллионера.

На самом деле "большие" или "малые" декларации не дают нам ответа на вопрос о честности конкретного чиновника или политика. Источники как миллионных, так и копеечных доходов достаточно трудно проконтролировать. Кроме того, их можно элементарно спрятать.

Вспомните, как несколько недель назад именно на слишком высоких как для чиновника тратах погорел спикер ирландского парламента. Скажете, в Украине ничего подобного не может быть по определению? Чисто заморская экзотика? А я уверен: реальный мониторинг расходов чиновников и их родственников – эффективный метод борьбы. Так чего же мы ждем? Да дело в том, что даже если мы попытаемся поймать казнокрада за руку, то элементарно не сможем – необходимых законов у нас сегодня просто нет. А любая антикоррупционная кампания превратится из лозунгов в реальность только тогда, когда будет создан механизм контроля над властью.

Каким должен быть этот механизм? Какие законы его сформируют и приведут в действие? Естественно, это вопрос дискуссионный. Например, его составными элементами могут быть законопроекты, которые сегодня находятся на рассмотрении в парламенте: о финансовом контроле за доходами и расходами должностных лиц (начиная с президента и заканчивая чиновниками местной власти), конфликте интересов в работе чиновника и ужесточении наказания за легализацию преступных доходов. В двух словах: предлагается декларировать и мониторить не только доходы, но и расходы всех этих лиц. А самое главное – их родственников.

Когда вы выходите на улицу, а мимо вас на шикарном джипе проезжает глава районной администрации, у которого зарплата около 10 тысяч гривен, то возникают справедливые вопросы. Хорошо, начинаем проверять. И вдруг оказывается, что машина не его, а оформлена на невестку, да и сам он с семьей проживает в трехэтажном загородном доме, записанном на тещу-пенсионерку. А жена-домохозяйка – владелец трех сотен гектаров земли. Что касается конфликта интересов, то он налицо, когда, к примеру, бюрократ отвечает за государственные закупки, а заявку на участие в тендере подает фирма его кума-брата-свата. Угадайте, кто выиграет такой тендер?

Хотя стоп! Наивно считать, что против такого метастазного явления, как коррупция, можно бороться одними только законами и механизмами.

Мы почему-то свято уверены, что взятки и откаты – дело исключительно политиков и бюрократов. А знаете ли вы, что уже примерно 70–80% украинцев – носители коррупционного сознания? Оглянитесь: коррупция не прячется где-то по высоким кабинетам, а давно спустилась на повседневный уровень. Более того, если людям задать вопрос "Хотели бы вы изменить правило "ты – мне, я – тебе", большинство твердо ответит: "Нет, по-другому мы не хотим". С такой позицией любые крестовые походы против взяточников и казнокрадов обречены на поражение. Как можно бороться с коррупцией, если общество этого не хочет?

Но рано или поздно придется. И начинать, я уверен, нужно с мониторинга доходов и расходов должностных лиц и их родственников. Ведь именно представители власти задают правила повседневного поведения для миллионов украинцев. А говорить про какие-либо подвижки мы сможем только тогда, когда этот интерес – изгнание коррупционных отношений из нашей жизни – будет встречным.

Сергей Власенко,народный депутат, постоянный представитель ГНАУ в Верховной Раде