Разделы
Материалы

Референдум как повод поторговаться

На днях и БЮТ, и Партия регионов объявили, что собрали более, чем по три миллиона подписей для проведения инициированных ими референдумов.

Я думаю, что оба референдума в данном случае – инструмент для мобилизации своих избирателей, а также для торга с союзниками или оппонентами. Полагаю, что в случае с ПР референдум не будет воплощен в жизнь, и сама партия это понимает – неслучайно она и раньше благополучно забывала то же, вынесенное теперь на референдум, обещание русского языка. А забывала как раз потому, что воплотить его в жизнь – значит подыгрывать сценарию раскола страны. Конечно, Партии регионов такой конфликт не нужен – тем более, что она пытается выглядеть силой, стремящейся к объединению Украины. И если мы посмотрим на ПР в ее прагматической части, мы увидим, что прагматики в конце концов идут на ком–промисс. Это видно на примере разрешения политкризиса в мае – когда возникла угроза силового сценария, прагматики от ПР пошли на переговоры – бизнесу не нужны обострения. Зачем же Ахметову теперь провоцировать дестабилизацию? Так что и теперь референдум – элемент торга, ну и еще жест в сторону России – показательно, что эта тема возникла после визита Януковича в Москву.

Сложнее ситуация с инициативой БЮТ. Потому что конституционные изменения, которым посвящен их референдум, все же нужны, и это почти все политсилы признают.

Другое дело – какие вопросы БЮТ приготовил к народному обсуждению. К примеру, избирателю предлагается выбрать между президентской республикой без премьера (как в США), и парламентской республикой без президента. А ведь оба этих варианта – полярны, и между ними множество разнообразных комбинаций. Кстати, представить парламентскую республику без президента весьма сложно. Она что же, будет управляться президиумом Верховного Совета, как в СССР?

В любом случае, препятствий и перед БЮТ, и перед ПР много – хотя бы потому, что закон о референдуме принят летом 1991-го, еще при УССР, и реализовать его теперь крайне сложно. Это и вышесказанное, и дает повод думать, что оба затеянных волеизъявления останутся средством давления на противников.

Но тут еще есть нюанс: Тимошенко все-таки меньше рискует со своим референдумом, так как ставит цель лишь "проконсультироваться с народом". ПР же становится заложником своих предвыборных лозунгов. После сбора подписей от них будут ждать выполнения обещаний. Отказаться и сохранить лицо им будет трудно. А идти до конца и провести референдум – еще хуже – это не совмещается с их намерениями объединить страну.

А пока они лишь мобилизуют "оранжевый" электорат: как ни разочарован тот Тимошенко или Ющенко – но завидев "угрозу" русского государственного, вновь может сплотится.