Война во время выборов. Зачем потребовалось новое "перемирие" в Донбассе
Даже если "перемирие" сегодня будет объявлено, кровь в Донбассе будет литься и дальше. Но для политиков это всего лишь инструмент предвыборной борьбы
"Да, если у нас такое военное руководство, то я понимаю, почему все так плохо с войной…", - сокрушался после закрытого заседания один из присутствовавших на нем нардепов, имея ввиду прежде всего выступление и.о. главы Минобороны Ивана Руснака. Ответов на конкретные вопросы, в частности, о планах и перспективах действий украинских силовиков, ни от Руснака, ни от других топ-чиновников, заслушанных на заседании, депутаты так и не получили. Гости парламента сообщили в целом ту информацию, которая и так была известна даже рядовым украинцам, следящим за событиями на Востоке: о вторжении регулярных войск РФ, их численности и вооружении, потерях с нашей стороны и т.д. Но для некоторых народных избранников и это стало немалым откровением – оказывается, они не думали, "что все так печально". Кстати, чем не лишний аргумент в пользу досрочного роспуска этого созыва? Но к выборам еще вернемся, пока главное внимание – на Донбасс.
Судя по всему, на сегодняшних переговорах в Минске может быть подписан некий "план действий по мирному урегулированию". Но вряд ли он будет содержать ответы на главные вопросы. В каком статусе будут находиться оккупированные территории: под юрисдикцией Киева, под юрисдикцией Москвы, независимом или "федеративном"? Кто будет их содержать, восстанавливать инфраструктуру и готовить к зиме? Что будет с российскими регулярными войсками? А с пророссийскими террористами?
Очевидно, ответов на эти вопросы мы в Минске не получим. Более-менее реальной выглядит фиксация в "плане действий" двух пунктов: двустороннее прекращение огня и обмен пленниками по формуле "всех на всех" (тут тоже вопрос, включат ли в "размен" Надежду Савченко и Олега Сенцова).
Мотивация украинской стороны понятна: нам очень не хватает времени и ресурсов. Во-первых, чтобы перестроиться – впервые за время конфликта нам приходится держать оборону по всему фронту. Во-вторых, чтобы получить необходимую военную помощь от Запада, без которой военная победа над РФ невозможна в принципе.
Зачем передышка Путину? Здесь сложнее – ему-то вроде бы и надо времени не терять: народ еще захлебывается от любви к вождю, но поток гробов все шире, а санкции понемногу будут делать свое дело. Как при любой попытке анализа геополитических раскладов, не стоит забывать, что даже самые информированные журналисты и эксперты видят лишь крохотную верхушку дипломатического айсберга. О чем постоянно говорят между собой Путин и Обама, Путин и Меркель, Меркель и Обама и их эмиссары на разных уровнях? Сомнительно, что европейцы и американцы в закрытом режиме часами только и высказывают русским свою озабоченность, а те только и уверяют, что российских войск в Украине нет. Есть что-то, чего мы не знаем, и именно это и играет здесь свою роль.
Впрочем, даже такую версию "мирного плана" украинскому президенту будет непросто "продать" наэлектризированным гражданам. "Разом – до перемоги!", "Одна, єдина, соборна Україна"", "Донбас – це Україна" и подобные формулы уже укоренились в массовом сознании. Выдать прекращение огня и обмен пленниками за "перемогу" априори невозможно. А как объяснить "перемирие" тысячам украинских семей, в которых братья, отцы или сыновья погибли или были ранены в боях на Востоке? "Зачем были эти жертвы, если Донбасс все равно не наш?" - спросят они и будут по-своему абсолютно правы. Ведь Донбасс сегодня-завтра "нашим" точно не станет. А спрашивать будут не только на кухнях, а и под Администрацией президента, Верховной Радой и Кабмином. Заточенное на поиск предателей общество, подогревающее самого себя через соцсети, через пять минут закричит, что "нас слили" и побежит жечь шины. И хотя война – точно не лучшее время для уличных заварушек в столице, этих людей можно будет как минимум понять.
Статус Донбасса в обозримой перспективе останется неопределенным. Главная пока идея Путина – чтобы Донбасс финансировался Киевом, а управлялся из Москвы – неприемлема ни для украинской власти, ни для общества. Относительно популярный в соцсетях вариант – дать Донбассу статус оккупированной земли, и пусть Путин сам кормит-поит-греет всех тамошних жителей – наталкивается на простой контрагумент: Путину плевать на жителей Донбасса. Если российские солдаты уже несколько месяцев бомбят дома жителей Востока, вряд ли стоит ожидать, что они озаботятся тем, чтобы эти жители не мерзли зимой.
Перемирие, если оно будет достигнуто, может продлиться от нескольких часов до нескольких месяцев. Зависит от того, когда РФ или Украина решат, что готовы к дальнейшим силовым действиям. Или когда какая-то из сторон совершит масштабную провокацию (наиболее вероятно – Россия обвинит украинцев в эфемерном нарушении перемирия и опять начнет утюжить "Градами" наши города). Но и во время перемирия жертвы неизбежны, как минимум, в прифронтовой зоне. Плюс стоит ожидать перехода к новым формам российской агрессии – терактам, в том числе и в нашем тылу, которые еще больше будут подогревать недовольство в украинском обществе.
Недовольство ситуацией на Востоке непременно будут использовать и украинские политики, для большинства которых, по ощущениям, война в Донбассе – в первую очередь инструмент для предвыборной борьбы. Впрочем, его уже давно используют. Спекуляции на военном положении и вступлении в НАТО, разборки внутри добровольческих батальонов тому свидетельство.
Широту маневра украинскому президенту сковывает его желание непременно провести выборы. Его рейтинг пока высок, это показывают данные и открытых для публики, и закрытых партийных соцопросов.
Тем временем, в околодепутатской среде все чаще ходят слухи, что выборы могут вообще не состояться. Те, у кого рейтинг низок, аккуратно продвигают в народные массы мессидж "надо воевать, а не выборами заниматься". Как рассказал знакомый политтехнолог, сразу несколько кандидатов-мажоритарщиков, с которыми у него был заключен предварительный договор о сотрудничестве, пока не решаются входить в кампанию – денег у них сравнительно немного, а зачем тратиться, если выборов может не быть вообще.
Крупные игроки тем временем готовятся к любым сценариям. Медиа-война, в которой главную роль отвели телеканалам, набирает обороты. Сейчас даже в самой невинной развлекательной программе топ-каналов можно увидеть открытые инвективы в адрес политиков или олигархов, с которыми враждует владелец данного канала. Один за другим штампуются "разоблачительные" фильмы и сюжеты, которые докатились уже до уровня самого отвратительного российского агитпропа.
И параллельно все договариваются. Все со всеми. Вчера автору позвонил представитель штаба одной демократической партии. Сообщил, что видный партфункционер другой демократической партии (с которой первая даже собралась объединяться) пошел на переговоры к известному олигарху, в недавнем прошлом – чиновнику наивысшего ранга, который на этих выборах разложил яйца чуть ли не в половину предвыборных корзин. Можно предположить, что партиец и олигарх обсуждали оказание помощи беженцам из Донбасса, но скорее – договаривались о "распределении" мажоритарных округов в области, за которую отвечает партфункционер.
Переговорный процесс в разгаре. Пока в самых общих чертах проясняется ситуация на "демократическом фланге". Блок Порошенко объединится с УДАРом, а Яценюк, Турчинов и прочие недавно покинувшие Батькивщину политики создадут отдельный проект. Но даже этот расклад еще может переиграться. Как доказательство – намеченный на сегодня съезд Батькивщины перенесли. Съезды Блока Порошенко и Яценюка-Турчинова, якобы намеченные на эти выходные, тоже под большим вопросом.
Скорее всего, переговоры затянутся до самого дедлайна по выдвижению кандидатов – 15 сентября. Для партий есть и еще один мотив – дать журналистам и инициативным гражданам меньше времени на критику сомнительных личностей в проходных частях списков и по мажоритарке. А в том, что таких личностей будет немало, сомнений как раз нет.