Народная война. Кто должен победить на войне в Донбассе
Украина стала ареной народной войны. А именно в таких войнах побеждали наши предки. Обескровленные, ослабленные, но не покорившиеся
Пам'ятай, сину: не пролив ти крові ворога в грізну лиху годину, проллєш батькову і братову проллєш! Будете в ярмах землю орати! Та поженуть вас у неволю! Та стрілятимете один одного.. Гойдатиметесь на шибеницях, та не вернеться доля!
Александр Довженко, "Україна у вогні"
Война кажется большинству из нас чем-то невероятным. Жизнь словно бы требует от нас пройти непомерное и незаслуженное испытание. Но на самом деле наши судьбы – не исключительны. За всю историю Земли ни года не проходило без войны. Чуть ли не каждое поколение окуналось в кровавые военные смуты. Наши деды воевали с Гитлером. Их родители гибли во время русско-японской, Первой мировой и гражданской войн. В 1853—1856 была кровопролитная Крымская война, в 1812 – нашествие Наполеона, а в 1658-1775 – войны Московского царства, а потом – Российской империи против запорожцев и казацкой старшины. Нашествие шведов, освободительные войны Богдана Хмельницкого, кровавые народные восстания. Максимум два поколения отделяли от следующей войны.
Но беда в том, что большинство этих войн были для нас киношными. Мы узнавали о них так же, как если бы смотрели захватывающий фильм в кинотеатре, куда пришли с попкорном и кока-колой. Причем всегда в центре фильма были герои, а тяготы войны либо рисовались несколькими штрихами, либо отсутствовали вообще. Кроме того, любую войну показывали, как правило, однобоко, так, как велела пропагандистская машина. Та же самая, которая сейчас рассказывает миллионам россиян басни о фашистской хунте в Киеве и о зверствах Правого сектора. Для закрепления героического образа советского воина во Второй мировой войне были созданы целые библиотеки книг, сняты сотни фильмов, поставлены тысячи памятников. Та война потеряла для нас свою объемность и стала чем-то вроде возможности проявить геройство. Многие жалели, что не родились в то время.
На самом деле и в той войне, так же, как и сейчас, не все было однозначно. Мой дед, трижды горевший в танке и прошедший от Ростова до Берлина, не любил рассказывать о своем боевом пути. Когда я вконец донимал его просьбами, он отвечал что-то вроде:
- Ну что тебе рассказать о Курской битве? Рассказать, как танкисты, спасшиеся из горящих танков, шли врукопашную друг на друга с саперскими лопатками? Или о том, как наши доблестные воины насиловали монашек во Львове? Или о том, как осколком срезало голову моему командиру за секунду до того, как я вошел к нему в землянку? Нет, ты лучше спроси меня о чем-нибудь другом.
В его скупых словах война вновь обретала объем и лишалась геройского ореола. Она становилась тем, чем и была на самом деле: голодом, пожарами, разрушениями, насилием, страданиями, сиротами и вдовами, нечеловеческими усилиями, ненавистью, кровью и смертью. Она состояла из танков и противотанковых орудий, из свиста мин и грохота разрывов. Через это проходили наши деды, и их деды, и все наши предки с незапамятных времен. И если кто-нибудь из них погибал, никому не давали денежных компенсаций.
Сейчас многие истерят по поводу предательства или бездарности высшего военного руководства, плохого обеспечения украинской армии, отсутствия тяжелой техники. Но они забывают о том, что это обычные проблемы для начала любой отечественной войны. В 1941 году советская армия была вооружены во много раз хуже немецкой. В плен советские солдаты сдавались сотнями тысяч, целые армии переходили на сторону врага. Миллионы людей в СССР ненавидели советскую власть, отнявшую у них родных и близких. И все же не это решило исход войны. Народный гнев обратил в ничто всю военную мощь фашисткой Германии, сведя к нулю факторы, предвещающие ее победу.
В программной повести Ивана Франко "Захар Беркут" описывается, как жители обычного карпатского села сумели без оружия победить опытных монгольских воинов. Любви к Родине и ненависти к врагу для этого оказалось достаточно. Гитлера тоже победил вовсе не Сталин, а весь советский народ. Так же, как и у нас сейчас, были в нем предатели и те, кто прятались от фронта по липовым справкам. Были бандиты и дезертиры. Были внезапно переметнувшиеся на сторону врага полицаи, мучавшие собственный народ. Но главное в том, что большинство не жалели ничего, чтобы смести с лица земли фашистскую нечисть.
Украина сейчас становится ареной именно такой, народной войны. Армию финансирует не Минобороны, а простые люди. Они почувствовали, что Путин объявил войну лично им, и приняли вызов. Пока мы боремся, у нас есть шансы. Если сдадимся, нас ждет печальная судьба и что самое главное – без права на перемены. Монгольская армия, первая битва с которой, кстати, произошла на территории современного Донбасса, недалеко от Мариуполя, почти три столетия терзала Русь. Но в итоге от гигантского государства, созданного этой армией, осталась небольшая территория, живущая за счет животноводства. Канули в лету и наполеоновская Франция, и гитлеровская Германия. Смогли победить наши предки – сможем и мы. Главное не отчаиваться и не сдаваться. Если жизнь испытывает нас, значит, мы готовы пройти это испытание.