Разделы
Материалы

Закон неадекватности Минфина

Чему равна сумма налогов, помноженная на бесконечность чиновничьей глупости

Если бы Исаак Ньютон работал в Минфине, ему пришлось бы уволиться со скандалом. Его третий закон, гласящий "сила действия равна силе противодействия", полностью противоречит духу и смыслу министерства. Здесь свято верят, что для увеличения налогов нужно просто их поднять, что благотворно скажется на выходе бизнеса из тени. И, к сожалению, это далеко не единственное представление ведомства о фискальной системе, полностью противоречащее реальности.

Сейчас любят проводить конкурсы на вакантные должности в органах власти. Но почему-то эта похвальная практика совершенно не распространяется на первых лиц министерств и ведомств. А все, видимо, потому, что они их просто не прошли бы, ну разве что сдали английский.

В случае Минфина можно было бы предложить, например, министру финансов Наталье Яресько написать бизнес-план небольшого предприятия, указав в нем все налоговые выплаты. Например, компании по производству мебели или выпуску текстильной продукции. Ничего высокотехнологичного. А потом, когда все цифры будут подсчитаны, поинтересоваться у главы министерства, почему при одинаковых ценах на сырье и стоимости рабочей силы, которая в разы ниже, чем в Китае, наша продукция оказывается дороже завезенных товаров не только из Поднебесной, но и из Европы с учетом транспортировки, уплаты пошлин и взяток. Вероятно, в качестве ответа последует: It's impossible!

В Минфине не видят главной проблемы украинской экономики, которая заключается вовсе не в сложном администрировании фискальных платежей или коррупции, а в жесточайшем налоговом прессе. Всего один пример: чтобы начислить сотруднику зарплату, необходимо половину суммы отдать в бюджет. С какой рентабельностью в этом случае должно работать предприятие и что оно может выпускать при стремительно падающей покупательной способности населения? Ну разве что сильнодействующие психотропные вещества.

Отказываясь понимать полную несостоятельность фискальной системы, Минфин, следуя духу времени, пытается ее реформировать, даже не задумываясь о последствиях. Порой кажется, что примат с гранатой был бы не так опасен. И что же предлагают "финансовые гуру"? Отменить единую систему налогообложения, повысить подоходный налог, ввести сборы на жилье, а в качестве компенсации вдвое сократить единый соцвзнос.

В Минфине не видят главной проблемы экономики, которая заключается не в сложном администрировании фискальных платежей или коррупции, а в жесточайшем налоговом прессе

К чему все это приведет догадаться несложно. Те предприниматели, чей бизнес и так на ладан дышит, предпочтут ужасный конец, чем ужас без конца. Они просто закроются. Те же немногие, которым даже в нынешнее время удается зарабатывать на хлеб с маслом, предпочтут окончательно уйти в тень. Какой смысл платить 20% НДС, 20% налога на прибыль и еще около 40% с начисленных зарплат, если конвертационные центры предлагают за все 10–15%?

Казалось бы, вот вам ответ на все "налоговые беды". Возьмите да и предложите налоговые ставки, при которых предпринимателям будет невыгодно использовать оптимизационные схемы. Но наш Минфин непобедим в своем желании уничтожить остатки предпринимательской инициативы. Простите за крамольную мысль, но даже Николай Азаров не пытался так сильно усложнить жизнь.

Вот что говорит министр финансов: "Те, кто работает чисто на базе конвертационных центров, хотят даже большего снижения ставок, до уровня услуг этих центров — менее 15%. Я против такого аргумента, потому что завтра конвертационные центры снизят стоимость своих услуг до 10%, если мы уменьшим до 15%, — и мы никогда не выиграем".

Неужели Яресько не видит очевидного? Чтобы работать по-белому, предпринимателю, если он не единщик, нужно отдавать как минимум половину своего дохода. Согласитесь, 50% (в рейтинге Всемирного банка общая налоговая ставка в Украине 52,9%) это совсем не 15%. И уж если бы случилось чудо и налоговые платежи оказались бы на уровне 15%, мало кто из бизнесменов стал бы связываться с конвертами под 10%, рискуя получить штрафы.

А может быть дело в другом? И налоговая реформа не более чем блеф? Как, впрочем, и все остальные реформаторские потуги властей? Ведь конвертационные центры, обслуживающие более 50% экономики страны, не должны оставаться без присмотра. Особенно если в ближайшем будущем цифру потенциальных клиентов удастся довести до 80–90%. А это уже совсем другое дело. Как говорится, просто бизнес и ничего личного.