Пережить прошлое. Как победить ностальгию по Совку с помощью холодильника
Для того чтобы проститься с ностальгией по Советскому Союзу, необходимо убедиться в несостоятельности его экономической модели
Фарш невозможно провернуть назад… По поводу результатов выборов в Молдове и Болгарии.
В принципе, каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает. И которое потом имеет его, если не выстроена система сдержек и противовесов, как это сделано у старых демократий. Это касается не только молдаван и болгар, россиян и украинцев, это касается всех.
Люди, голосующие за дешевое пиво для членов профсоюза, не помнят о том, что причины крушения социалистической системы лежат не в области идеологии, а исключительно в экономической сфере
Большинство в Болгарии и Молдове проголосовало за кандидатов оппозиционных, в случае с Молдовой еще и пророссийских взглядов, хотя не факт, что пророссийских, — обычно на оппозицию любят вешать ярлыки. Некоторые СМИ и интернет-юзеры произошедшее воспринимают с радостью, мол, поглядите, как начинают возвращаться в светлое социалистическое прошлое постсоветские страны! Может, и Приднестровье было не так уж неправо?
Мне, лично видевшему в 1989 году многотысячные митинги против социализма и влияния СССР в Старой Загоре, бывавшему в Молдове непосредственно во время конфликта и вторжения в Приднестровье российских войск, откровенно смешно.
Мы недавно смотрели цифры по Украине, берусь предположить, что в Молдове и Болгарии статистика схожа: приблизительно половина общего количества населения — это пенсионеры и недееспособные в силу возраста дети. Учитывая пассивность молодежи и некоторое количество воспитанных в духе "отобрать и поделить" людей среднего возраста, прослойка голосующих за "светлое прошлое" пока остается более многочисленной, чем вменяемый электорат. Это данность, с которой нужно смириться.
Но люди, голосующие за давно забытую утреннюю эрекцию и за дешевое пиво для членов профсоюза, не помнят о том, что причины крушения социалистической системы лежат не в области идеологии, а исключительно в экономической сфере.
Да, репрессии в Болгарии были сопоставимы по жестокости и массовости с репрессиями в СССР, а Бессарабия, присоединенная к красной империи большевиков огнем и мечом, натерпелась немало, но у леммингов короткая память — тоска по гарантированной пенсии и бесплатным путевкам на Солнечный берег перевешивает каких-то там расстрелянных дальних родичей. Тем более что в Болгарии магазины пустыми не были, если сравнивать с СССР, а в Молдове люди жили сытно, и я лично привозил из Кишинева по полцентнера отлично изданных книг на русском, которых у нас было днем с огнем не сыскать.
Так что я, несмотря ни на что, могу понять людей, проголосовавших за воспоминания, но фарш невозможно провернуть назад. Из котлет не сделаешь кусок жилистой телятины.
Американцы достигли куда более впечатляющих успехов в техническом и социальном прогрессе без Сталина и репрессий, чем страна, в которой колхозники работали за трудодни до 1970-х, а зэки строили светлое будущее за пайку
Когда мне рассказывают про Сталина, принявшего Россию с сохой и оставившего с атомной бомбой, мне смешно. Ну, во-первых, нисколько не идеализируя царский строй, я могу с уверенностью сказать, что индустриализация в России шла огромными темпами, причем, в отличие от СССР, рабский труд там не использовался. Во-вторых, американцы, да и весь остальной мир, достигли куда более впечатляющих успехов в техническом и социальном прогрессе без Сталина и репрессий, чем страна, в которой колхозники работали за трудодни до 1970-х годов, а зэки строили светлое будущее за пайку. Но мы уже выяснили, что воспоминания об утренней эрекции значат для большинства куда больше, чем любые разумные аргументы.
Мой собственный папа, (умница, светлая голова, изобретатель, несмотря на 80 лет от роду) говорит мне виновато: "Сынок, я остался в Советском Союзе. Я оттуда".
А ведь когда СССР подох, моему папе было всего ничего — 55. Чуть меньше, чем мне сейчас. Но для него и сейчас: от Москвы до самых до окраин. Это притом, что до 9 лет папа на русском не разговаривал.
Вы полагаете, что в Молдове живут другие люди? Или в Болгарии вывели новую породу пенсионеров? Нет. И, простите, пока они живы (дай Бог им всем здоровья, я говорю совершенно искренне — пусть живут и радуются), пока их воспоминания оказывают влияние на молодежь, пока жива идеология (а она жива!), есть только один способ одержать верх — это победа холодильника над телевизором. А для того, чтобы холодильник мог победить, сначала должен выиграть телевизор и светлые воспоминания о боевой коммунистической молодости.
Дальше все пойдет по накатанной — помните, мы с вами говорили, что проблема не в идеологии левых, а в их экономической несостоятельности (причудливые сплавы тоталитаризма и капиталистических отношений типа Китая и смешанные модели, как во Вьетнаме, во внимание принимать не будем). Если раньше левые режимы могли существовать за счет вливаний СССР, то нынешняя РФ явно не станет новым дотационным центром для левого движения хотя бы потому, что официально левые движения не поддерживает.
Если Венесуэла, нефтяная и газовая до невозможности, надорвалась на левачестве, то что делать Молдове или Болгарии? Где тот донор, который сделает пиво для членов профсоюза по 15 стотинок за кружку? Кто поддержит молдавский лей?
И выскажу еще одно сомнение.
То, что в Молдове и Болгарии к власти пришли сторонники левых идей, не означает, что будет взят ориентир на Россию. Как и в случае с Трампом, то, что он не Обама, не делает его другом или врагом Путина. Это делает его президентом страны и защитником ее интересов. Мне сложно представить страну, интересы которой совпадут с российскими, уж больно они специфичны, но ни криков радости, ни криков злорадства я бы не издавал.
Вот кого мне искренне жаль, так это тех, кто не понимает, что возврат по эволюционной лестнице приводит к тяжелейшим последствиям, отбрасывая страну (и ментально, и экономически) на десятилетия назад.
Если раньше левые режимы могли существовать за счет вливаний СССР, то нынешняя РФ явно не станет новым дотационным центром
Между заработать самим и для себя и получить гарантированно, хоть и немного, от государства старшее поколение однозначно выбирает получить у государства, забывая, что государство левых идей забирает у работающих и ответственных, чтобы поделить ими произведенное с неработающими и безответственными. Это перераспределение совершается не по справедливым принципам (если таковые вообще есть), а по принципу: у всех, кроме вождей, всего должно быть поровну.
Вот отсюда и хреновые квартирки для народа, но розданные бесплатно (помним, что бесплатно означает, что у кого-то уже отобрали), пенсии по 120 гарантированных деревянных, 6 соток без возможности строить второй этаж… Да что там говорить! Ведь какая эрекция была по утрам! Какие женщины дарили улыбки! Как приятно было катить на жигулях (в очередь еще папа записывался две пятилетки назад) в Крым, заправляясь бензином по 8 копеек за литр! Вы еще верите в то, что бензин будет по 8 копеек за литр? Тогда вы верите и в светлое коммунистическое будущее.
В этом мире ничего не бывает даром. За любой банкет кто-то платит. Даже если для вас лично он не стоит ни копейки, кто-то его уже оплатил. С первым томом "Капитала" все понятно, а вот тех, кто пытается жить согласно второму, ждет разочарование.
Человечество постоянно находится в поисках более совершенной модели сосуществования и управления, примеряя к реальности разные экономические и управленческие теории. Не все теории удачны, не все получается, но есть движение вперед. Правда, оно устраивает не всех...
Есть настоящие люди! Есть! Есть люди, которые все могут сделать через жопу, даже удалить гланды! И даже удалив гланды таким экзотическим путем, они готовы это еще неоднократно повторить! Гвозди бы делать из этих людей! Они постоянно пытаются достать из нафталина уже траченное молью и предложить это гражданам. И, что интересно, граждане это хавают. Раз за разом. Вредя своим потомкам, но хавают, пытаясь въехать в рай на шару. А в рай идиотов не пускают, но это не мешает им надеяться и пакостить, надеяться и пакостить...
Ну, что ж, как говорит Игорь Миронович Губерман:
Вся наша склонность к оптимизму —
от неспособности представить,
какого рода завтра клизму
судьба решила нам поставить.
Источник: Ян Валетов/Facebook