Современные дети точно знают: повзрослев, им придется зарабатывать деньги. Но о том, кем при этом стать и какую выбрать профессию, думают в последнюю очередь
В детстве мы часто сидели во дворе за столиком под развесистой ивой, которая была нашим прибежищем всю первую смену (на вторую заступала группа доминошников, благодаря которым древесина пахла "Жигулевским"), и рассуждали, кем мы будем. Я, например, хотела стать следователем, разведчиком, ну или ветеринаром. А мой друг Димка — дворником. Мы интересовались — почему? Димка отвечал, мол, хочет слушать тех, кого прибило к земле: пыль, листву, скомкавшийся снег, бумажные самолетики и поблекшие от расставания со сладкой жизнью фантики. А еще он полагал, что дворникам никто не мешает жить и работать так, как им хочется. И дают комнату на первом этаже. Я думала, что Димка станет поэтом или философом, но он стал парикмахером и в девяностых годах эмигрировал в США.
На собеседование приходят выпускники или студенты последних курсов, которые не знают, чем они хотят заниматься, что им интересно в профессии и что они могут, зато точно знают, сколько за этот пучок незнания мечтают получать
Сейчас все иначе. На первый план решительно вышли деньги. Разумеется, на деньги обращали внимание и раньше. "Наш мальчик будет стоматологом, мальчику всегда будет что и чем жевать", — говорил наш сосед дядя Яша. Родители хотели, чтобы мы могли себя обеспечить, поэтому не особенно радовались таким профессиям, как художник или геолог, а чаще вели разговоры о призвании и родительских возможностях в смысле помощи с поступлением на вожделенный факультет.
Теперь о призвании и сущности профессии говорят реже. В детской литературе в Украине, в отличие от Британии, Польши и США, практически нет книжек, которые объясняли бы суть профессии, ее плюсы и минусы.
Попробуйте рассказать своему ребенку, чем занимаетесь на работе. Без универсальных: "Денежку зарабатываю", "Работу работаю". Попробуйте сделать это доступно и весело, чтобы он не заснул после первой фразы, не решил, что вы сами ничего не знаете и не понимаете, и не написал потом в своем блоге: "Моя мама — зануда и непонятно за что получает деньги".
Когда я училась на втором курсе юридического факультета, это был 1992 год, большинство однокурсников слабо представляли, чем будут заниматься. Первое место работы стало для нас профессиональным потрясением.
Сейчас ко мне на собеседование приходят выпускники или студенты последних курсов, которые не знают, чем они хотят заниматься, что им интересно в профессии и что они могут, зато точно знают, сколько за этот пучок незнания мечтают получать.
В придачу к желанию молодых зарабатывать, а не работать — время от времени появляются многочисленные списки самых высокооплачиваемых профессий.
В мировом рейтинге таких специальностей по итогам 2011 года лидируют хирурги; на втором месте — главные исполнительные директора; на третьем — технические руководители; на четвертом — пилоты гражданской авиации; на пятом — дантисты; на шестом —
юристы (которые не исчезают из десятки исключительно благодаря той системе, которую они десятилетиями выстраивали в США); на седьмом — диспетчеры служб управления воздушным движением; восьмое, девятое и десятое места оккупировали менеджеры — по компьютерным и информационным системам и по маркетингу.
Собственно, даже этот список демонстрирует то, что первые позиции по критерию финансовых возможностей у производственников и творцов отвоевывают управленцы. И если вы легко объясните ребенку, чем занимается хирург, дантист, летчик или, к примеру, диспетчер службы воздушного движения (я даже придумала пантомиму для рук), то что рассказывать и показывать, представляя менеджеров, технического руководителя и главного исполнительного директора — большой вопрос.
Я совершенно не против менеджмента. Административный талант дорогого стоит (как оказалось, во всех смыслах), но эти профессии нужно уметь доступно презентовать, потому что главным исполнительным директором могут захотеть стать многие, а вот что за этим стоит, мало кто знает.
Я исключительно за то, чтобы работой занимались увлеченные профессионалы, чтобы ребенок мог прощупать профессию еще в детстве. Так что попробуйте рассказать чаду о своей работе или о любой другой профессии. Сделайте это сегодня, чтобы всем нам комфортнее жилось завтра.
Лариса Денисенко, писатель