Возрождение через поражение. Как проигранная война может пойти на пользу Армении
Без нормализации отношений со своими мусульманскими соседями, Армения обречена на милитаризацию, реваншизм, авторитаризм и превращение в российский протекторат на Кавказе.
Александру Солженицыну принадлежит мудрая фраза о пользе поражения: "Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы — и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углублять внутреннюю жизнь, возвыситься духовно".
Эта мудрость срабатывает не всегда. Потому поражение может привести к реваншизму и еще большей трагедии. Яркий пример тому — межвоенная Германия. Поражение полезно только если оно приводит к катарсису и переосмысление собственного опыта. Через восприятие объективной реальности, какая она есть, через поиск причин поражения в себе и искренних попыток исправить эти причины.
Послевоенные Финляндия и Германия — прекрасный пример такого возрождения через поражение.
Армяне стали заложниками своей победы в первой Карабахской войне. Вместо искать прочного, хотя и болезненного компромисса с Азербайджаном для урегулирования карабахского вопроса, они уверовали в свою непобедимую доблесть и протекторат России.
Фокусировка национального нарратива на исторических ранах и величии армянской нации прикрывала и оправдывала коррупцию, бедность, неэффективное управление и полукриминальный режим, который установили в Армении вчерашние герои первой Карабахской войны.
Помню, как во время поездки в Калифорнию я спросил у моего друга, который преподает в одном из местных университетов, есть ли в Лос-Анджелесе (известному, в частности, своим районом "Маленькая Армения") бедные армяне. Подумав, он ответил: бедные армяне живут в Армении.
Неудивительно, что нищета, коррупция и криминал взорвались народным восстанием 2018 года, которое привело к власти Пашиняна. Но и он, несмотря на все свое упрямство и ярко выраженные лидерские качества, стал заложником нарратива "Арцах превыше всего".
И только унизительное поражение от турецко-азербайджанских войск дает армянам шанс вернуться к основополагающему вопросу, что для них важнее: экзистенциальный конфликт с "турками" (как они называют и настоящих турок и азербайджанцев) или процветание собственной страны.
По иронии судьбы, путь к процветанию Армении лежит через примирение, открытие границ и активизацию торговли с богатым мусульманским соседом.
Как прекрасно демонстрирует Томас де Ваал в своей книге "Черный сад", азербайджанцы и армяне не обречены на вражду. Они мирно сосуществовали и обогащали культуру друг друга во времена армянского гения Саят-Нова, написавшего большинство своих произведений на азербайджанском, , они заключали оборонительные союзы в начале XIX века, они создали немало счастливых смешанных браков в советское время, они мирно и взаимовыгодно торговали уже после завершения первой Карабахской войны на пограничном грузинском рынке Садахло.
Без нормализации отношений со своими мусульманскими соседями, Армения обречена на милитаризацию, реваншизм, авторитаризм и превращение в российский протекторат на Кавказе.
Ключ к подлинной независимости и процветанию Армении надо искать в примере Финляндии, которая смогла превратить свое поражение в войне с СССР и потерю значительной части территории в победу здравого смысла, трезвой политики и экономического рывка.
Как бы это ни абсурдно звучало для моих братьев-армян, ключ к будущей большой Армении лежит в Баку и Анкаре, а не в Москве. Смогли же в конце концов корейцы, для которых на протяжении всей истории японцы были врагом №1, а в первой половине ХХ века и более — жестокими и высокомерными колонизаторами, которые причинили корейскому народу не меньше несправедливости, чем турки армянам, перевернуть трагическую страницу, и воспользовавшись партнерством со вчерашним врагом прорваться из третьего мира в первый.
Для этого армянам, которые более чем достойно воевали в этой неравной войне, нужно избежать соблазна реваншизма, попробовать поискать причину поражения в себе, прекратить бередить исторические раны и вспомнить слова великого Нельсона Манделы: "Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения или религии. Люди учатся ненавидеть, и если они могут научиться ненавидеть, нужно стараться учить их любви, потому что любовь гораздо ближе человеческому сердцу. ".
Перевод Фокуса.
Публикуется с согласия автора.