Потерявши — плачем. Чем грозит Украине разрешенная немцами достройка "Северного потока-2"
Произошло невозможное — Украина, которая имела гигантскую фору для создания собственного газового хаба (подземные хранилища, крупнейшая ГТС), превращается в газовый тупик, а странами-хабами становятся Польша, Турция и Германия, которые вообще не имели на это никаких шансов.
Вчера руководитель оператора по управлению нашей ГТС, заявил, что убыток Украины от запуска российского "Северного потока-2", разрешение на достройку которого на днях дала Германия, составит 5 млрд. в год.
В эту сумму включены как прямые потери от сокращения транзита, так и косвенные — газ станет для нас дороже вследствие "удлинения" логистического плеча (сбудется давняя мечта "реформаторов" — недостающий газ на самом деле, а не на бумаге, как все эти годы, будем покупать в Германии и Польше, на местных хабах).
Сумма потерь не учитывает убыток от запуска еще одного газпромовского проекта — Турецкого потока, — о котором у нас предпочитают не вспоминать.
Показательно, что два наших "стратегических партнера", Турция и Германия, когда дело дошло до их шкурных интересов, тут же забыли про Украину, для которой потеря 5 млрд. будет существенной.
Желание заработать те же 5 млрд. дол. для себя, оказалось сильнее, чем "система ценностей".
Произошло невозможное — Украина, которая имела чудовищную фору для создания собственного газового хаба (подземные хранилища, крупнейшая ГТС), из хаба превращается в газовый тупик, а странами-хабами становятся Польша, Турция и Германия, которые, вроде бы, вообще не имели на это никаких шансов.
Мы могли зарабатывать до 5% ВВП на логистической марже, но вместо этого будем дополнительно тратить 1-2% ВВП на удлиненном транспортном плече.
Произошло то, что обычно называют "самосбывающиеся надежды" или по-простому: "все желания материальны".
Мы ведь так долго говорили о том, что не покупаем "российский газ" (хотя именно его отбирали из трубы, проводя лишь расчеты с "газовыми прокладками" в Люксембурге и Швейцарии, то есть, на бумаге).
И формула импортного паритета "хаб+", которая была обычным способом накрутки цены на газ, в ближайшем будущем станет вполне реальным механизмом "рыночного ценообразования".
Газ действительно будет поставляться в Украину (на этот раз и физически, а не только "финансово") из польских и немецких хабов с соответствующим ростом цены на рынке для потребителей, без исключений для населения.
А теперь о рациональном выборе, точнее, о реализации оного в условиях Украины. Рациональный политик, выбирая между разовой выплатой в 3 млрд. дол. в пользу государства и ежегодным доходом своей страны в те же 3 млрд. дол., естественно выберет второй вариант.
Рациональный индивид, у которого семья живет за границей, а здесь он просто на "шабашке", выберет первый вариант. Зачем ему эта страна, если с ней его связывает лишь временный трудовой контракт? Все заработанное здесь, он тут же выводит за границу, даже не инвестируя в национальную экономику свои "бонусы".
Так и произошло в Украине.
Создание хаба у нас было вполне реально. Для этого нужно было в досудебном порядке завершить спор с Газпромом и привлечь к анбандлингу Нафтогаза операторов из ЕС.
В этом случае, Северный поток-2 могла ждать участь недогруженного Турецкого потока. Обходные пути транспортировки газа в Европу мы победили бы конкурентно-экономически, а не с помощью политических санкций.
Но для этого нужно было сделать две вещи: забыть о возможности получить бонусы за выигранный в Стокгольме арбитраж (попутно приняв на себя изрядную порцию критики со стороны "патриотов"), вызвать недовольство в одном посольстве и отдать системным европейским операторам в управление украинскую ГТС (то есть, отказаться от своего "карманного оператора).
Не забываем, что транзит — это кормушка всех наших политических "элит".
То есть, чтобы реализовать национальный интерес, этим элитам пришлось бы совершить, в понимании нашей политической парадигмы "прикре самогубство".
Тот политик, который бы на это пошел, прослыл бы в Киеве сумасшедшим.
Хотя в другой стране, человек, выбирающий рацио для своего народа, а не лично для себя, был бы обычным чиновником, совершающим правильные поступки за обычную зарплату.
В этом и заключена концептуальная причина всех наших неудач.
Публикуется с согласия автора.