У спикера 1000 и 1 способ завладеть нужным решением зала. Депутаты делятся на «кнопконажимателей», «раздражителей», «штурмовиков», а руководят ими «светофоры» и «директора парламента». Всего этого нет в официальной информации о Верховной Раде. Но есть в тайной жизни парламента
Спикерские хитрости
Еще по окончании сессии IV созыва тогдашний спикер Владимир Литвин несколько раз ставил на голосование предложение о преодолении вето Президента на закон об увеличении депутатских льгот. Ставил до тех пор, пока депутаты, наконец, не вернулись из курилок и буфетов и не дали сначала необходимые 309 голосов на возвращение закона к рассмотрению, а затем — 307 голосов для преодоления вето на него. Этот классический, лобовой пример продавливания ведущим заседания определенных решений путем манипулирования залом. Как и наоборот — спикер может выносить законопроект в зал с формулировками, максимально настраивающими депутатов против этого документа. Среди возможностей спикера также — предлагать депутатам проголосовать за отправку не нравящегося ему проекта на доработку и таким образом максимально отсрочить его принятие. Бывали и случаи, когда председательствующий ставил законопроект на голосование без обязательного обсуждения — специально, чтобы прения не поменяли настроений зала. У ведущего заседания есть также возможность выборочно учитывать ("фильтровать") поступающие из зала устные предложения к законопроекту.
Переход к пропорциональной системе ограничил спикера в возможностях манипуляций. Фракции большинства дружно голосовали так, как было решено на совете коалиции. Конечно, с позицией Мороза порой считались, как с обладателем пресловутой "золотой акции", но, как говорили в кулуарах, подавляющей полнотой власти, как ни старался, завладеть он так и не смог.
На сигнал "светофора"
— С отменой одномандатной формы выборов депутаты превратились в банальных кнопкодавов, — жалуется депутат-социалист Василий Волга. — Внутри партий отсутствует демократия и тот, кто пытается вести дискуссию с руководством, тут же вылетает.
Можно было бы списать эти слова на личные обиды г-на Волги, который не идет на выборы, но он отнюдь не одинок в своих высказываниях. Вопрос, зачем содержать такой штат избранников и их помощников, если все может решить пятерка лидеров фракций, — действительно не праздный. Сейчас голосованием в каждой фракции управляют специальные депутаты (так называемые "светофоры"), приходящие в зал с бумажками, на которых уже расставлены "плюсы" и "минусы" напротив того или иного законопроекта. Все дальнейшее — дело техники.
Впрочем, координатор фракции Партии регионов и, по характеристике некоторых оппонентов, — "светофор" Михаил Чечетов отрицает недостаток демократии в своей фракции:
— Просто дискуссия у нас происходит до принятия решений, а уже после того как решение принято, нужно его выполнять. Но так как наша фракция большая — 186 человек — она разбита на 6 групп, во главе каждой из которых стоят заместители руководителя фракции. Они и доводят до своей группы окончательное решение совета фракций по тому или иному вопросу.
Аналогичным образом, по сведениям Фокуса, обстояли дела и в "Нашей Украине". Решения по тому или иному принципиальному голосованию часто принимал непосредственно Президент, доводивший свое мнение до депутатов через Виктора Балогу и Романа Зварыча. А далее — та же процедура с секторами. Отличие "Нашей Украины" от ПР в том, что среди тех, кто отвечал за секторы, шла постоянная ротация. Конечно, случаются форс?мажоры, и в этом случае решение по голосованию принимает руководитель фракции.
Комитетское закулисье
По мнению экспертов, при нынешней системе власти роль комитетов ВР серьезно снизилась. Это раньше, чтобы пролоббировать тот или иной законопроект, нужно было договариваться с председателем или секретарем комитета. Теперь лучше обращаться сразу к руководству фракций. И уж оно на согласительном совете решает, выносить ли законопроект на рассмотрение в сессионный зал. Зато остатками былой влиятельности комитеты пользуются на этапе правок документа — это происходит между первым и вторым чтениями. Именно в этот момент лоббисты активно работают с членами комитетов.
Кроме того, комитет может делать официальные и обязательные к ответу запросы в те или иные структуры. Вообще же лоббизм интересов через комитет технически выглядит так: некий гражданин обращается к депутату с просьбой, чтобы тот через главу комитета отправил запрос в организацию, чьи интересы не совпадают с интересами этого гражданина. Таким образом, с помощью высшего законодательного органа можно как давить на конкурентов, так и защищаться от излишнего пресса местных чиновников, например, — налоговой или санстанции.
Парламент без директора
В свое время в Раде была еще одна "должность", не прописанная ни в одном штатном расписании — "директор парламента". Такое неофициальное звание носил Александр Волков (сейчас состоящий в блоке "К. У. Ч. М. А."). В неформальные обязанности Волкова, в числе прочих, входило наведение мостов между многочисленными депутатами-одномандатниками Президентом Кучмой.
— Я бы не сказал, что Волков был так уж влиятелен, — говорит депутат-старожил Борис Беспалый. — Реальным "директором парламента" на самом деле являлся Кучма.
Сейчас, когда парламент более структурирован, отпала и необходимость в "директоре". Фактически, как мы уже отмечали, переговоры внутри коалиции идут по линии руководителей фракций, а наиболее активными "связными" являются Александр Мороз и выразитель интересов "группы Ахметова" в Партии регионов Раиса Богатырева. С натяжкой "директором парламента" можно назвать вице-премьера Андрея Клюева. Его бесспорным триумфом можно назвать формирование антикризисной коалиции, а провалом, — неудачный сбор пресловутых трехсот голосов. Впрочем, тут он делит ответственность с Александром Морозом, который своими заявлениями о скором конституционном большинстве спровоцировал известную реакцию Президента.
Депутатская энциклопедия
Это только издалека кажется, что депутаты отличаются друг от друга партийной принадлежностью. На самом деле внутри каждой фракции своя кастовая система и свое разделение обязанностей. Помимо названых уже "сфетофоров", ответственных за голосование и легендарных серых кардиналов, влияющих из-за спин лидеров, в депутатской массе водятся:
"Кнопконажиматели" — Самый многочисленный вид. Эти люди редко задают лишние вопросы, а часто просто отдают свои карточки для голосования "старшим товарищам". Они неохотно идут на контакт с прессой, — им просто нечего сказать — реальной информацией они не владеют;
"Штурмовики" — возней перед трибуной занимаются наиболее крепкие "кнопкнажиматели", а иногда и залетные депутаты (расследование участия в одной из потасовок человека, похожего на депутата Луганского облсовета Арсена Клинчаева, так и завершилось ничем).
"Спикеры" (не путать с председателем парламента) — люди, специально делегированные партией для комментирования ее позиции в СМИ. Важность наличия грамотного "спикера" для партии продемонстрировала смерть Евгения Кушнарева, когда выяснилось, что достойной замены в партии ему просто нет. Эту роль взяли на себя сразу несколько человек — Анна Герман, Василий Киселев, Тарас Чорновил. В БЮТе на комментариях специализируются Андрей Шкиль, Андрей Шевченко. НУНС пошел еще дальше, назначив перед выборами семерку официальных спикеров, у которых, правда, в силу их занятости или по еще каким-либо причинам взять комментарии часто просто нереально.
"Раздражители" — в их задачу входит создание информповодов посредством радикальных высказываний или поступков, которые в силу статуса не может себе позволить высшее руководство партий. Страна знает таких героев по именам: Нестор Шуфрич, Василий Волга, Василий Киселев. Но дальше всех зашел секретарь Донецкого горсовета Николай Левченко, предложивший сделать русский язык единственным государственным. Правда, после этого он исчез из информполя. Надолго ли?
В кулуарном болоте
Постоянные обитатели кулуаров парламента (кулуары — не красивая абстракция, а вполне конкретное место — многочисленные коридоры, курилки, буфеты за пределами сессионного зала) — отнюдь не только нардепы и журналисты. Это бывшие депутаты, желающие напомнить о себе; всевозможные просители, ищущие знакомств или работы у парламентариев; а также многочисленная армия депутатских помощников (каждый депутат волен заводить таковых не более 31-го, их зарплата полностью зависит от щедрости депутата). Многие получают "корочку" благодаря дружбе с депутатом. Так, соответствующий документ есть у известного кулуарного тусовщика — художника Сергея Пояркова, основная клиентура которого как раз в парламенте.
— По большому счету, о кулуарах нужно писать научный труд — это архипелаг украинской политики, — говорит Поярков. — Если бы Верховной Рады не было, миллионерам нужно было бы ее придумать, чтобы где-то встречаться и решать свои дела. И то, что видят журналисты в открытых кулуарах, — лишь сотая часть того, что происходит в закрытых, которые находятся за правительственной ложей. Туда имеют доступ только нардепы и их помощники, и там, вдалеке от чужих глаз и телекамер, можно максимально быстро найти нужного человека и решить с ним тот или иной вопрос. Самый жалкий тип обитателей кулуаров — это, конечно, бывшие нардепы, которым нечего больше делать, у них нет ни женщин, ни машин, но они кучкуются между собой, серьезные люди стараются их сторониться.
А серьезных людей там хватает. Как утверждает Поярков, среди помощников депутатов миллионеров больше, чем среди самих нардепов.
— Я не знаю точно, но слышал, что многие дают деньги за то, чтобы стать помощником депутата и попасть в высшее общество, где крутятся большие деньги. Меня неоднократно просили помочь что-то решить, но я никогда не занимался подобным бизнесом в Раде. Потому что не хочу, чтобы со временем меня начали сторониться, как чумы.
Игра "Пролоббируй закон" (как это делают в Раде)