Вверх по улице Грушевского медленно подымаются суровые БТРы, на деревьях в Мариинском парке гнездятся снайперы, крепкие парни с выбритыми затылками в бронежилетах склонились над картами и схемами, а в безоблачном небе над Днепром кружат вертолеты. Из разбитых окон здания парламента вывешены белые простыни и клубится черный дым...
Все это пока — только фантазия, но ведь нет дыма без огня: чем больше кипения в политике, тем проще поверить, что добром это не кончится. Тем более, сами политики охотно подогревают страсти. Вот и социалист Василий Волга заявляет, что внутренние войска не дадут в обиду депутатов, если Президент вдруг надумает разгонять Верховную Раду. Коммунист Петр Симоненко пугает: мол, под "патронатом Президента правые радикалы готовят подразделения боевиков для организации массовых беспорядков", а по словам регионала Василия Киселева, "один, даже случайный выстрел в помещении парламента может привести к прямому президентскому правлению". Пока все ограничивалось толкотней возле трибуны, оторванными пуговицами и "ночным дозором" возле электрощитовой.
Но устоит ли Рада, если все эти забавы перерастут в нечто более серьезное?
Захватить ВР? Легко!
Именно таково мнение большинства экспертов, с которыми пообщался на этот счет Фокус.
— Для этого задания достаточно 15-20 обученных спецназовцев, — говорит бывший боец спецподразделения "Альфа", учредитель Межрегиональной ассоциации ветеранов спецназа Виктор Мокрицкий. В свою очередь, лидер партии "Братство" Дмитро Корчинский уверен, что для той же цели понадобится 30 его "хлопцев".
Вместе со специалистами Фокус тщательно изучил план Рады.
4 октября 1993 г.
Россия. Расстрел белого дома
Основной корпус парламента кроме центрального входа имеет семь подъездов. В дни пленарных заседаний в здании под куполом, по нашей информации, несут дежурство около 30 охранников. Они стерегут входы и выходы, а также контрольно-пропускные пункты внутри помещения. Кроме всего прочего, в боевой готовности постоянно пребывает так называемый "резерв" охраны. Его количество и месторасположение не разглашается. Известно только, что через видеокамеры этот загадочный "резерв" ведет постоянное наблюдение за происходящим, и случись что — для прибытия на места чрезвычайных ситуаций ему понадобятся считанные минуты.
Очевидно, что любому захватчику нужна не только Рада, но и депутаты. Поэтому идеальное время суток для нападения 10:10-10:20 часов утра на пленарной неделе. Именно в эти минуты начинаются заседания, зачитываются заявления фракций. Подавляющее большинство депутатов, журналистов и депутатских помощников находятся в это время в зале или на балконе, коридоры же почти свободны, что дает гипотетическим захватчикам возможность для маневра.
Машины, мандат и крестный ход
Специалисты насчитывают минимум три сценария атаки на парламент
Сценарий №1 — "депутатский"
Железное правило: все посетители Верховной Рады (будь то журналисты, гости или депутатские помощники) подлежат тщательному досмотру. Визитеры не только предъявляют специальные пропуски и прочие документы, но и проходят рамку металлоискателя, а их сумки просвечиваются специальными сканерами. Одно "но": эта процедура касается только тех, кто не является законодателем. Сами же народные избранники могут пронести в здание что угодно — хоть ракетную установку в разобранном виде. В идеале они, правда, должны оставлять свой арсенал в специальных сейфах, но фактически ими мало кто пользуется. Завсегдатаи парламентских кулуаров подтвердят, что депутат, в портфеле которого между бумагами "завалялся ствол", — обычное явление.
27 октября 1999 г.
Армения. Бойня в парламенте
В пресс-центре Управления государственной охраны Фокусу сообщили, что неприкосновенность избранников не позволяет охране "применять меры, которые ограничивают права и свободы народного депутата (обыск, досмотр личных вещей, багажа и т.д.)". Все, что может сделать парламентский постовой — сообщить о нарушителе своему начальству.
Задайся одна из фракций или депутатских групп целью накопить в стенах парламента боеприпасы — она выполнила бы это с легкостью. А дальше — дело техники. Проникшие в парламент захватчики находят спрятанное в разных местах оружие и спецоборудование и в течение нескольких минут берут здание под полный контроль.
Сценарий №2 — "автомобильный"
Впрочем боевики, избравшие своей целью Раду, могут прекрасно обойтись и без помощи изнутри парламента. Ее можно штурмовать извне. И тут главное — внезапность.
— С момента, когда охранник парламента видит угрозу, анализирует ее и принимает какие-то действия по нейтрализации, проходит от 10 до 30 секунд, — отмечает Виктор Мокрицкий. — Отсюда следует: главная задача нападающих — незаметно подобраться к объекту на максимально близкое расстояние.
А такую возможность, считает он, им предоставляет депутатская автостоянка.
— Посмотрите на автопарк, который выстраивается на улице Грушевского возле Верховной Рады, когда идет сессия, — говорит бывший спецназовец. — Припарковать там несколько джипов с затемненными окнами и липовыми номерами ВР, в каждом из которых прячутся 3-4 бойца, не составит затруднения. При наступлении времени "Ч" бойцы в две секунды преодолеют расстояние от автомобиля до входа в здание.
22 ноября 2003 г.
Грузия. Революция роз
Сценарий №3 — "массовый"
Парламенту не привыкать к митингующим под его стенами борцам за справедливость, с их лозунгами и знаменами. Другое дело, что при желании эти, в общем мирные, мероприятия могут сделаться прекрасной маскировкой для отнюдь не мирных замыслов. Под прикрытием бушующей толпы боевикам было бы удобно вплотную приблизиться к Раде и ворваться в парламентские коридоры, пользуясь общей неразберихой.
Виктор Мокрицкий предложил и более экзотические версии покорения парламента, обратив внимание на постоянные "крестные ходы" с хоругвями у стен законодательного органа. "Как вы думаете, сколько оружия и всего остального можно спрятать под рясой?", — полушутя интересуется бывший спецназовец.
Но возможность захвата ВР через ее знаменитый стеклянный купол специалисты отбрасывают. Во-первых, говорят они, для такого сценария понадобился бы вертолет. А ни один из них не взлетит без разрешения государственных властей. Во-вторых, этот эффектный способ покорения Рады проигрывает перечисленным во внезапности. Проникнуть на крышу незамеченным очень тяжело.
Под заложников отведут зал заседаний
Одно дело — захватить Раду, другое дело — удерживать ее. Система кабинетов, коридоров, и переходов в здании ВР настолько сложна и запутанна, что для полного ее контроля нужен не один десяток человек. Поэтому, сошлись во мнении наши эксперты, если целью гипотетического захвата окажется выполнение политических требований или государственный переворот, захватчикам достаточно будет взять под контроль только сессионный зал и его балконы, заблокировав все входы и выходы. Двери, ведущие из президиума и правительственных лож, скорее всего, запрут наглухо. Заложников террористы поместят, очевидно, в зале заседаний. Зал рассчитан на 450 депутатов, хотя при желании там может поместиться еще сотня человек. Из 3-4 расположенных на балконе точек просматривается (и простреливается!) весь зал. Для общения с внешним миром можно использовать правительственную связь, а, задействовав мощности канала "Рада" или других передвижных телестудий, работающих в парламенте, можно и вовсе превратить операцию в захватывающее "реалити-шоу".
24 марта и 17 июня 2005 г.
Кыргызстан. Революция тюльпанов
Еще одна особенность Рады, которую будут учитывать как захватчики, так и освободители, — ее подземные ходы. Кроме известного — под улицей Грушевского, из здания Верховной Рады в комитеты, — существует разветвленная сеть подобных "лазов". Говорят, комитеты соединены переходами с домом правительства, а оттуда, в свою очередь, можно, не поднимаясь на поверхность, попасть в здание секретариата на улице Банковой. Также, если верить знающим людям, один из подземных коридоров ведет из Рады в расположенный рядом Мариинский дворец. Ну а тот якобы связан еще с одним бункером в районе станции метро "Арсенальная", который содержит резерв воды и необходимых вещей и уводит к подземной железнодорожной ветке. Досконально зная эту систему и блокируя ее в нужных местах, удерживать Раду с заложниками можно бесконечно долго — до тех пор, пока парламент не решат разблокировать силой. И хоть Дмитро Корчинский иронизирует, что народные депутаты выполнят все требования захватчиков, как только в ведомственном буфете закончится еда, тут он явно утрирует. Действительно запасы в парламентском буфете довольно скудны (во время ночных бдений депутатов в дни формирования "антикризисной коалиции", продукты там заканчивались уже к 21 часу), но Виктор Мокрицкий утверждает, что заложникам наверняка организуют систему доставки пищи.
Впрочем, большинство экспертов, допуская теоретическую возможность силового захвата Верховной Рады, отбрасывают практическое применение всех изложенных вариантов. В первую очередь — по причинам политическим: осуществить этот план маргиналам и одиночкам-экстремистам не под силу, а политики "высшей лиги" — будь-то Тимошенко, Янукович, Ющенко, Луценко или кто-либо другой не готовы пойти на силовые варианты, какой бы острой ни казалась сейчас ситуация. Поэтому в пресс-службе Управления государственной охраны Украины Фокус успокоили: "На сегодняшний день комендатура ВР несет службу в обычном режиме".
Схема здания парламента и подземных ходов от бункера на станции метро "Арсенальная" через ВР и до Секретариата Президента - в журнале Фокус №13 от 30 марта 2007 г.