Чтобы снова быть вместе, им придется рискнуть и многим поступиться. Впрочем, то же им придется сделать, если они все же решат существовать отдельно друг от друга
В коалиционных переговорах лидер НУНС Юрий Луценко все больше напоминает третьего лишнего. Абсолютно очевидно, что основные торги происходят не по линии БЮТ — НУНС, а по личностному вектору Тимошенко — Ющенко. На третьей неделе переговоров они оказались как никогда близки к тому, чтобы сесть в одну лодку, продолжая при этом присматривать спасательные круги и запасные плавсредства. На всякий случай.
Он
Конечно, идеальным вариантом для Ющенко было бы добиться от Тимошенко торжественного обещания никогда не выдвигаться в президенты. Вот тогда назначать ее премьером можно практически не раздумывая.
Но чем она это гарантирует? Честного слова будет недостаточно. В случае успеха оранжевого правительства все лавры достанутся Тимошенко. Как же с таким багажом не пойти в президенты. А вот последствия провала неминуемо скажутся на обоих, и избежать падения рейтинга Ющенко не удастся. Отправить Тимошенко в оппозицию сейчас — значит поставить себя в еще более тяжелое положение: оппозиция идет Юлии Владимировне на пользу, так что тягаться с ней в финале президентской гонки будет еще тяжелее. Повторить успех Леонида Кучмы с политическим переодеванием у Ющенко не получится: для раскрутки себя в качестве умеренного политика, своего парня для востока Украины, у него слишком мало времени.
К тому же у Кучмы образца 1999-го ситуация была не в пример легче — о расколе страны тогда и речи не было, а в соперники достался уравновешенный и вполне предсказуемый Петр Симоненко. Отрабатывать на нем прием "Голосуй, а то проиграешь!" было очень удобно.
Для Ющенко идеальным противником на выборах был бы Виктор Янукович — но не нынешний, а отколовшийся от бизнес-кругов ПР (допустим, это можно было бы обсудить с Ринатом Ахметовым) и вынужденный прибегнуть к радикальным лозунгам а-ля Витренко. Вот тут-то у Виктора Ющенко и появился бы уникальный шанс заработать имидж "объединяющего" умеренного лидера, оберегающего страну от раскольников-радикалов. Если бы такой вариант событий всерьез замаячил на горизонте, то правительство Тимошенко можно было бы поддерживать вплоть до выборов-2009.
Но ведь можно поступить и более хитро. Просто лишить Тимошенко своей поддержки в Раде. Представить ее кандидатуру, но не позаботиться о том, чтобы за нее голосовали. Вернее — позаботиться об обратном. И вот НУНС прокатывает Тимошенко в Раде, а Президент лишь руками разводит — глас народа, что поделаешь. Тут сразу же вырисовывается два варианта. Фантастически-оптимистический: Тимошенко жертвует амбициями во имя сохранения демкоалиции и позволяет усадить в кресло премьера третьего человека (наиболее вероятным претендентом в таком случае называют экс-главу СНБО Виталия Гайдука, а Тимошенко может стать спикером, сделав Турчинова генпрокурором). И более реалистичный: коалиция демократических сил разваливается с треском и взаимными проклятиями, и дело неумолимо скатывается к "ширке".
Правда, тогда Ющенко окажется в весьма щекотливой ситуации с точки зрения перспективы на выборах-2009: и страну объединять нет времени, и свой электорат можно потерять. Тут во многом виноваты и потенциальные коалицианты. Когда каждые выборы рассматриваются как война на взаимоуничтожение, где пленных не берут, а для перетягивания голосов используют самые провокационные мотивы, ни о какой популярности в народе широкой коалиции и речи быть не может.
Есть еще один вариант, безусловно выгодный для Президента, — отсутствие любой коалиции и вновь распущенный парламент, при котором Ющенко остается за главного. Имеется, правда, одна закавыка — совершенно неизвестно, как в таком случае избавиться от правительства Виктора Януковича. Ведь легитимных путей отставки Кабмина Президентом сегодняшняя Конституция вообще не предусматривает (даже Шуфрича с Рудьковским Ющенко уволить так и не смог). А лояльности, даже при посредничестве Рината Ахметова, от такого правительства ждать не приходится. Создание собственного технического Кабмина — также под вопросом. Его по действующей Конституции нельзя назначить в обход парламента, будь в стране хоть чрезвычайное положение.
Еще один вопрос — принятие госбюджета-2008. Без Рады это также сделать не удастся, а Кабмин (особенно если он останется прежним, хоть и в подвешенном состоянии) не будет выполнять главный финансовый документ, ссылаясь на его нелегитимность.
Она
Хоть лидер БЮТ сейчас декларирует лояльность к Президенту, в случае провала демократической коалиции она получает большие шансы для собственной раскрутки на выборах-2009. И это не может не сказаться на поведении "дамы сердца" в условиях формирования большинства: ей есть чем припугнуть своего главного соперника. Возьмем, к примеру, возможность ситуативного объединения БЮТ и Регионов в вопросе процедуры импичмента (как это было, когда они совместными усилиями приняли знаменитый закон о Кабинете Министров, на отмене которого сейчас так настаивает Президент) — 300 голосов для внесения изменений в Конституцию и начала облегченной процедуры импичмента у них наберется. С другой стороны, это объединение может сыграть в судьбе Юлии Тимошенко роковую роль — ее рейтинг будет падать, поскольку среднестатистический избиратель БЮТ ни за что не желает видеть в ней врага Ющенко. В результате при этом сценарии на досрочных президентских выборах вполне может победить кандидат от Партии регионов (например, Виктор Янукович или Раиса Богатырева). В общем, такое объединение для Тимошенко — политическое самоубийство.
Именно поэтому Юлия Тимошенко скрепя сердце идет на всяческие уступки Виктору Ющенко. Она обязуется принять закон о Кабмине в президентской редакции, передать все силовые министерства под контроль Президента и даже соглашается на отмену политреформы (с несладкой перспективой отдать Ющенко второй срок президентства, а самой быть отправленной в отставку после 2009 года).
Но и сама Тимошенко в обмен уже потребовала от партнеров по коалиции демократических сил кое-какой поддержки.
А она ей нужна — например, чтобы поставить своих губернаторов в областях, где победил БЮТ, или реализовать рискованные обещания о переводе армии на контрактную основу уже с 2008 года и о компенсации вкладчикам сгоревших вкладов.
Поэтому именно леди Ю сейчас больше чем кому бы то ни было нужен Владимир Литвин, ведь как премьеру Тимошенко необходима будет максимальная поддержка парламента. На НУНС положиться нельзя, потому как там в любой момент может взбрыкнуть антитимошенковская часть. Вот тут и пригодится лояльная гвардия Литвина, которая за умеренное лоббирование своих интересов поддержит интересы премьера.
Впрочем, для Тимошенко главное даже не это — важнее не заиграться в премьерство. Если наладить отношения с Президентом не удастся, нужно успеть катапультироваться из заветного кресла вовремя, желательно до начала президентской кампании. Из оппозиции ходить в президенты еще долго будет выгоднее, чем из власти.
А вообще, и все эксперты в этом едины, если Ющенко и Тимошенко не договорятся и выставят свои кандидатуры на выборах президента, — для обоих это будет минус. От такого раскола демкоалиции выиграют разве что регионалы. Поэтому, для победы оранжевого дела на президентские выборы должен идти кто-то один. И решается это уже сейчас. Хотя со стороны может показаться, что речь идет лишь о коалиции.