Разделы
Материалы

Город ликует. Репортаж из Севастополя

Побывав в Севастополе после харьковских соглашений, корреспонденты Фокуса убедились: город ликует и ждет, когда Крым станет российским

В севастопольской бухте Южная сосредоточены в основном корабли Черноморского флота России: фрегаты, минные тральщики, громадный плавучий госпиталь "Енисей", корабль-разведчик "Кильдин", подводные лодки. Разве что на "минной стенке", как называют часть бухты, где когда-то стояли миноносцы, теперь покачиваются на воде белоснежные моторные яхты.

Никто никуда не идет

Военные темно-серые суда подпирают узкий причал, на кромке которого сидят рыбаки с удочками. На берегу – матросская баня и одноэтажный ряд подсобных построек. Свет фонаря выхватывает в сумерках одну из них – буфет "Кавказ". Внутри висят фотографии кораблей и подлодок, два портрета Ленина, алый советский вымпел и массивный колокол с гравировкой "Кавказ".

"Хозяин на "Кавказе" служил. Да и сейчас служит", – рассказывает барменша Лариса, на всякий случай уточняя, что "Кавказ" – это название корабля. В буфет тем временем забегает молодой лейтенант и, немного поразмыслив, заказывает две стопки – коньяка и гранатового сока. Пока Лариса наливает, корреспондент Фокуса спрашивает моряка, где его застала весть о харьковских соглашениях. "В море, на учениях, – отвечает он, широко улыбаясь. – Конечно, обрадовались, когда узнали! Все-таки в Новороссийск не хотелось переезжать – жилищные условия там плохие. Мы с женой собирались в Питер, она оттуда родом. Уже думали машину растамаживать, а тут это… Слава Богу, остаемся!" Он извиняется, говорит, что ему вообще-то давно пора убегать ("Уже два раза звонили, вызывали на корабль"), поэтому опрокидывает в себя коньяк, запивает соком и убегает.

Фокус

Бедные родственники

Украинские моряки тоже не верили, что россияне уйдут. Александр служит мичманом ВМС Украины в Севастополе. Он недоумевает, о каком выводе войск могла идти речь: "Езжайте на улицу Пожарова, посмотрите, какие Путин дома для своих построил". Кроме жилья для российских служащих в Севастополе есть русскоязычные детские сады и "Московская школа", современный спортивный комплекс, Матросский клуб, открытый Лужковым центр "Дом Москвы", филиал МГУ и еще много чего. Между русскими и украинским служащими нет какой-либо конфронтации, говорит мичман, но моряки ЧФ РФ явно ощущают свое превосходство: российские военные получают на порядок больше, чем их украинские коллеги. "Украинский капитан с высшим образованием, который несет боевые дежурства, получает 1890 гривен – меньше, чем местные дворники. Почти все вынуждены подрабатывать – таксистами, в торговле. Я знаю офицера, который после службы работает в ночном клубе, куда ходят матросы", – рассказывает Александр. По его словам, в отличие от российских моряков, украинцы не могут зарабатывать даже на сливе топлива, потому что топлива нет. После принятия харьковских соглашений пошли слухи, что российский флот будет расширять свое присутствие в Севастополе и потеснит украинских моряков. "Сегодня у них около сотни пограничных катеров, но больших кораблей немного. Когда придут новые единицы, нас переведут в Донузлав (база ВМС Украины на Восточном побережье Крыма. – Фокус)", – рассказывает Александр, отнюдь не желающий переселяться в такую глушь.

Родина большая и малая

Корреспонденты Фокуса просят у бабушки-киоскера пару самых тиражных севастопольских газет. "Откуда вы, ребята?" – интересуется она. Услышав, что из Киева, вздыхает: "Эти дебилы не понимают, что мы теперь за газ будем меньше платить". Но выгода, считает киоскер, не только в этом – российский флот, по ее мнению, защищает горожан: если он уйдет, Севастополь атакуют турки и "татарва".

Многие ее сверстницы – как правило, жены российских офицеров – еще больше боятся "бандеровцев" и надеются на воссоединение с Россией. "Вот достроят мост в Керчи, и Россия будет связана с Севастополем в обход Украины", – говорит пенсионерка Людмила Кириллова. "Но Крым-то украинский", – не понял маневра корреспондент Фокуса. "Так вот мы и рассчитываем, что пока достроят мост, Крым уже отойдет России", – объясняет она. Правда, воссоединяться с большой родиной прямо сейчас, воспользовавшись российской программой переселения соотечественников, никто из пенсионерок не желает. "Они куда предлагают переселяться? На Дальний Восток! Мы там не жили никогда", – возмущаются они.

Утром флот, вечером деньги

Есть среди жителей Севастополя и те, кто сдержанно оценивает харьковские соглашения. Предприниматель Людмила Галич рада тому, что российский флот остается, но, как и многие другие молодые севастопольцы, интересуется: что при этом выигрывает город? За размещение на его территории российских кораблей Севастополю перепадает в среднем 200 млн. грн. в год. При общем бюджете в миллиард не так уж много. Правда, Людмила Галич не понимает и тех, кто ратует за вывод российского флота из Украины: "Ну чем он нам мешает? Он же не лезет во внутреннюю жизнь страны". На замечание о невозможности вступления в НАТО, она отвечает антинатовским слоганом: "А оно нам нато?"

Российский флот тормозит экономическое развитие Севастополя, убежден другой собеседник Фокуса, который занимает руководящую должность в горадминистрации и просит не называть его имени. Если бы не военные корабли, считает он, город мог бы развивать торговый порт, который приносил бы куда больше денег местной казне. Правда, этот аргумент едва ли переубедил бы большую часть местных. На катере, катающем туристов по севастопольским акваториям, экскурсовод указывает в сторону бухты Камышевой. "Там планируется построить угольный терминал. Это губительно для нашей экологии. Городская общественность против. Митингуем", – сообщает женщина в громкоговоритель. Строить терминал намерена стивидорная компания "Авлита", входящая в группу СКМ Рината Ахметова. Угрозу экологии видят в пыли, которая будет попадать в воздух при переброске угля. Но дело не в экологии, убежден севастопольский чиновник. "Авлита" сигнализирует о том, что Севастополь – не только отстойник для старых кораблей, но и привлекательная инфраструктура для крупного бизнеса, – отмечает он. – Это презентация альтернативного пути Севастополя. И многих это настораживает".

Евгений Сафонов, Фокус