Власть устроила ветеранам скромный праздник с повышенными мерами предосторожности. Некоторые участники боевых действий, в отличие от vip-чиновников, так и не смогли попасть на военный парад в честь 65-летия Победы СССР в Великой Отечественной Войне.
С самого утра столичный Майдан был окружен КПП с металлоискателями: со стороны Европейской площади, улиц Институтской, Крещатика. Пройти к месту проведения парада можно было лишь при условии наличия приглашений или специальных пропусков. Поскольку подобные бумажки были не у всех, возле КПП уже с девяти утра скапливалось приличное количество людей, образовывая небольшие давки.
В тех местах, где не хватало милиционеров, проход перекрывали молодые люди лет 20-25 в гражданской одежде. Их отличительным знаком была коротенькая георгиевская ленточка, приколотая к одежде булавкой.
Трибуна "А". В лучших традициях
В отличие от прошлогоднего празднования Дня Победы, в сердце Киева пускали далеко не всех.
Тех фронтовиков, которым посчастливилось попасть в "зрительный зал" усадили у памятника - высокой колонны с девушкой, что символизирует независимость Украины, прямо у дороги - 500-600 человек. Некоторые держали в руках цветы. За порядком и передвижением участников Великой Отечественной следили волонтеры социальной службы КМДА в желтых футболках.
Рядом с памятником основателям Киева была построена плоская vip-сцена под названием трибуна "А". Там, недосягаемая для прессы и ветеранов, стояла часть нынешнего политбомонда: Петр Симоненко, Александр Мороз, Василий Цушко, Нина Карпачева, Леонид Черновецкий, Леонид Кравчук, Раиса Богатырева, Владимир Стельмах и прочие, чьи лица было сложно разглядеть. Организаторам действа все же хватило такта, чтобы допустить на трибуну "А" нескольких фронтовиков: участников штурма Берлина, обороны Киева, героев Советского Союза, кавалеров орденов Славы, Великой Отечественной Войны.
В 9:40 военные песни из фонограммы сменила речь двух дикторов. Мужской и женский голоса поздравили присутствующих ветеранов с победой и зачитали отрывок стиха лауреата Сталинской премии Павла Тычины "Я утверждаюсь":
"Я єсть народ, якого Правди сила
ніким звойована ще не була.
Яка біда мене, яка чума косила! —
а сила знову розцвіла.
Щоб жить — ні в кого права не питаюсь.
Щоб жить — я всі кайдани розірву.
Я стверджуюсь, я утверждаюсь,
бо я живу."
Дикторы подробно и как-то по-советски рассказывали об участии Украины в Великой Отечественной Войне Советского Союза:
"Среди 11 тысяч героев СССР – каждый третий – наш земляк. Это генерал-майор Сидор Ковпак, генерал-лейтенант Семен Козак, генерал-полковник танковых войск Андрей Кравченко, генерал-майор авиации Антон Степаненко, генерал-майор Алексей Федоров и трижды герой Советского союза маршал авиации Кожедуб Иван Никитович, памятник которому открыт на днях в парке Вечной Славы".
"Несмотря на границы, которые проложены ныне между бывшими советскими республиками, мы должны помнить, что выстоять и победить помогла дружба братских народов, которые защищали и освобождали города и села Украины", - гулко гремел дикторский баритон на Майдане.
Четыре минуты
Наконец, ведущий торжественно объявил выход министра обороны и президента Украины. Виктор Янукович с Михаилом Ежелем вышли из авто и зашагали к небольшой трибуне с микрофоном, которая находилась между местами ветеранов и vip-площадкой для политиков. В одно мгновение показалось, что Виктор Янукович направляется немного не в ту сторону, но министр, тут же, указал Виктору Федоровичу жестом руки на трибуну, вследствие чего президенту пришлось сделать не очень плавный поворот.
Главнокомандующий Вооруженных сил Украины, начальник Генштаба Иван Свида, совершив объезд войск для приветствия, доложил президенту о готовности военнослужащих к параду. Заиграл гимн Украины, встали ветераны, некоторые положили руку на сердце.
"Дорогие наши витязи воистину негаснущей победы, славные солдаты и сестры милосердия Великой Отечественной! Вы честно отрапортовали перед историей и перед нами, спасши мир от фашистской эпидемии. Теперь очередь отчитываться нам перед вами за все. И в первую очередь за то, оправдали ли мы, потомки, ваши надежды", – начал читать по бумаге торжественную речь президент Украины Виктор Янукович.
Когда Янукович обращался к ветеранам, из-за не совсем удачного расположения, им необходимо было круто повернуть голову вправо, чтобы увидеть гаранта вживую.
"Дорогие ветераны, вы, наши великие предтечи, победили фашизм со святой верой в то, что все на земле народы богоизбранные и равновеликие. Как президент Украины, я сделаю все, чтобы быть достойным вашего высокого примера", - подчеркнул Янукович.
После прочтения 4-минутной речи президентом, начался парад. Во главе военного шествия развивалось два флага: украинский и советский.
Марш
Ветераны вставали со своих мест, когда мимо них маршировали военнослужащие, одетые в форму времен Великой Отечественной Войны. Несколько из них улыбались и хлопали, некоторые фотографировали военных.
По Крещатику прошла военная техника времен Второй мировой, в частности танк Т-34 и боевая машина ракетной артиллерии "Катюша". В параде приняли участие более 2 600 военнослужащих Вооруженных сил Украины и других военных формирований, а также, около 200 военнослужащих из Беларуси и Российской Федерации. Колонна украинских и российских военных шла плечо в плечо, и отличить их можно было лишь по цвету беретов: украинцы были в красных, а россияне – в голубых.
Музыкальное сопровождение обеспечивали 17 военных оркестров, в состав которых вошло более 600 военных музыкантов.
Завершали шествие дети в национальных костюмах и военной форме. Некоторые из них кружились с флагами разных цветов: желтого, голубого, красного и белого, символизируя тем самым государственные флаги Украины и России.
В это время vip-ложа, которая неподвижно стояла все это время, начала потихоньку уходить вверх по улице Институтской к своим автомобилям. Виктор Янукович с Михаилом Ежелем тоже незаметно ретировались. Только Петр Симоненко спустился вниз к ветеранам, и пожал некоторым руки. Прессу выпустили на другую сторону улицы только тогда, когда вся "трибуна А" разошлась и остались одни ветераны.
На этом праздник закончился. К Майдану начали подъезжать автобусы с табличками "На заказ", чтобы развезти ветеранов по районам.
Корреспондент focus.ua спросил у ветеранов о впечатлениях от праздника.
Майор Вячеслав Воронин, ветеран войны в Афганистане:
Получили ли вы материальную помощь от новой власти?
Пока я не слышал, чтобы кто-то получал. Но знаю, что детям войны задерживают пенсии. Будем надеяться на лучшее. Думаю, что все нормализуется.
Как вам парад?
Нормально, но он был маленький. Я надеялся, что будет все более масштабно. Вот, в прошлом году был нормальный парад: военная техника была посерьезней и организация.
Ерофеев Петр Степанович, сержант-разведчик 249-го стрелкового полка 35-й дивизии Сталинградского фронта:
Действительно ли увеличились материальные выплаты, если сравнивать с предыдущим годом?
Да, действительно. Тогда давали нам 350, сейчас - по 1000 гривен.
Как вы ощущаете, будет ли новая власть и впредь заботиться о ветеранах?
Надеюсь. Я защищал Сталинград, а потом освобождал Донбасс, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Одессу… 10 апреля 1944 года вышел на границу Румынии. Я всю войну прошел в строю. Конечно, нам очень дорога наша победа, нам рукоплескал весь мир. Когда одержали победу под Сталинградом, Рузвельт прислал телеграмму главкому Сталину и так сказал: "Народ Соединенных штатов ликует и восхищается вашей победой. Мы славим вашу Красную армию и весь многонациональный советский народ".
Капитан 1-го ранга Савелий Андреевич, воевал на Черноморском флоте.
Получили ли вы материальную помощь и моральную поддержку от новой власти?
Мы почувствовали, что пришла власть (показывает кулак). Но пока посмотрим, какие будут результаты.
Как вам парад?
Хорошо, во всяком случае, в духе военных времен. А Ющенко… только Голодомор у него и национализм, причем ярый и потомственный.
Как вы оцениваете Сталина?
Как главнокомандующий, он был на высоте. Все-таки, он держал и армию, и руководил, и довел до победы. Но, как человека у власти, тирана, его, конечно, уважать не стоит. Гулаг и Голодомор у него не отнимешь. Но история есть история. Гулаг был? Был. Голодомор был? Был. УПА была? Была. Мы ничего не можем исправить…
Александр Мельник, журналист