Разделы
Материалы

Первый белорусский. Уроки газовой войны Москвы и Минска

Уроки газовой войны 2009 года не пошли впрок официальному Киеву. Руководство страны продемонстрировало готовность засунуть пальцы в жернова российско-белорусского газового конфликта

Сначала Владимир Путин стал пугать Лукашенко Украиной, которая якобы заменит Беларусь в деле транзита российского газа в Европу. Российскому коллеге тут же подыграл премьер Николай Азаров, вдруг заявивший о готовности перекачать в Европу дополнительные 15-30 млрд. кубов ... Затем, похоже, в Киеве слегка опомнились: украинский МИД в обтекаемых формулировках заявил о политическом нейтралитете Украины по отношению к газовой схватке двух братских государств. Очевидно, во власти есть трезвые головы, понимающие, что выигрыш от гипотетического увеличения объемов российского транзита в обход Беларуси ничтожен в сравнении с реальным ухудшением отношений с Минском.

Союзнички: кто кому должен

Для широкой публики конфликт выглядит так: Россия требует от Минска погасить задолженность за поставленный газ. Президент Александр Лукашенко, который единолично решает вопросы такого уровня, решительно отказывается. И сам обвиняет "Газпром" в невыплате долга за услуги по транзиту, который на 30 млн. долл превышает белорусский. Россияне готовы перечислить деньги немедленно, но, по версии "Газпрома", белорусы отказываются их принять.

Следует напомнить, что инициатива интеграционных процессов Минска и Москвы принадлежит лично Александру Лукашенко. Он неоднократно и годами высказывал претензии своим партнерам в Кремле, которые, по его мнению, регулярно тормозят строительство Союзного государства. История с экспортными пошлинами – лишь один из примеров. Белорусская история с газом и нефтяными пошлинами - наглядное свидетельство неэффективности Таможенного союза, в пользу которого периодически высказываются политики то в Москве, то в Киеве.

Украинский интерес

В отношениях Беларуси с ближними и дальними партнерами значительную роль играют личностные качества белорусского диктатора: обидчивость, злопамятность и мстительность. Об этом стоит помнить и украинским руководителям, которые резво продемонстрировали желание подыграть РФ в газовом противостоянии двух соседей. "Нашему правительству следует помнить, что полтора года назад мы были в похожей ситуации и не исключено, что она может повториться. Ведь никто не отменял формулу расчета цены газа для Украины, которая остается самой высокой в Европе. А экспортную пошлину, которую правительство РФ отменило (в обмен на флот в Севастополе до 2042 года - ред.), вернуть можно в один день", - напоминает заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

В отношениях с Минском Киеву есть что терять. Белорусские НПЗ поставляют значительные объемы высококачественного топлива на отечественный рынок. "Белнефтехим" заявил о своем намерении создать в Украине сеть АЗС и готов поддержать нашу хиреющую нефтетранспортную систему за счет транзита венесуэльской нефти. Пока сырье перевозится из Одессы на НПЗ в Гомельской области цистернами. Но при успешном завершении переговоров может пойти по Приднепровским магистральным нефтепроводам. Это от 4 до 10 млн. тонн нефти в год. К завершению приближается эпопея с признанием режимом Лукашенко украинско-белорусской госграницы. А еще украинцы покупают белорусские продукты, обувь, одежду… Как отреагирует злопамятный бацька на заявление "Укртрансгаза" о готовности подменить "Белтрансгаз" - пока неясно.

Самое нелепое в поведении украинской стороны – отсутствие у нее реальных возможностей перекачивать объемы газа, которые идут из России через Беларусь в Польшу и Германию. "В Польшу мы можем транспортировать весьма ограниченные объемы. Да, через Словакию в Германию можем, но неизвестно, нужен ли газ в южных регионах Германии, есть ли у немцев возможности перенаправить газ с юга в промышленные регионы, где сосредоточены крупнейшие немецкие потребители", - сказал Фокусу бывший заместитель министра топлива и энергетики Богдан Клюк.

Существенный момент во всей истории с белорусским транзитом – объемы потребления газа в летние месяцы падают. Этот дает белорусам преимущество, которого не имели украинцы в январе 2009 года. Минск может выдержать газовую блокаду дольше, чем это удалось Украине под руководством Юлии Тимошенко. Противостояние может длиться, пока Лукашенко не выторгует у Москвы какую-нибудь незначительную уступку, которую можно будет использовать внутри страны как аргумент в пользу жесткого разговора с Россией.

Кроме прочего, украинское руководство в неудержимом порыве к восстановлению дружбы с Кремлем проигнорировало реальные причины противостояния соседей. У России в нынешнем конфликте несколько целей: полный контроль над белорусским транзитным маршрутом, а также вхождение Минска в Таможенный союз на условиях России. Геннадий Рябцев не исключает, что Кремль также мстит Лукашенко за демонстративный отказ продать Мозырьский НПЗ российским компаниям, которые уже владеют крупными пакетами этого завода. Эксперт считает ошибочной реакцию Украины на нынешний конфликт на ее границах: "С белорусами нужно в любом случае постараться сохранить партнерские отношения и не ставить под угрозу совместные проекты", - считает он. А член парламентского комитета по вопросам ТЭК Сергей Пашинский напоминает, что у России нет союзников, а есть только интересы, которые меняются. "Киеву нужно сохранять нейтралитет, когда ссорятся соседи. Это самая прагматичная позиция сегодня", - уверен Пашинский.

Андрей Деркач, журналист, для focus.ua