Видный бютовец Иосиф Винский рассказал Фокусу, с кем договорился Литвин и какого премьера следует опасаться Ющенко
От всех процессов, которые сейчас происходят в политике, у вас не возникает ощущения дежавю-2006?
Возникает. Все, что происходит, – это затягивание времени. Я думаю, что у Партии регионов такая логика – продержаться в правительстве до последнего, а там хоть трава не расти. Сначала они тянули с выборами, потом с регистрацией депутатов, теперь с началом работы сессии.
Члены Блока Литвина тоже не сразу пришли на заседание согласительного совета. Литвину какой интерес затягивать процесс?
Он уже договорился с регионалами.
На каких условиях он мог договариваться с регионалами? Ведь что с ним, что без него у них все равно не получается коалиции.
Не получается, но у них, видимо, есть надежда на другой формат, на какие-то другие варианты.
А почему БЮТ не удалось договориться с Литвиным о коалиции?
Во-первых, Литвин сам отказался вести переговоры. А во-вторых, у нас нет необходимости его привлекать. Нынешних 228 голосов достаточно, чтобы создать коалицию. Поэтому у Литвина сегодня нет никакой золотой акции. Он не может помочь Регионам с коммунистами, мы же и без него формируем большинство. Мы готовы с ним сотрудничать, но пока у него нет такого желания.
Создается впечатление, что демкоалиция тормозится в основном президентской стороной. То нашеукраинцы ставят какие-то условия, то говорят о невозможности выполнить ваши обещания, то не подписывают коалиционное соглашение. Не кажется ли вам, что Президент и его сила колеблются?
Поведение наших партнеров вызывает у нас определенное непонимание. Мне кажется, что мы пошли на максимально возможный компромисс с точки зрения формирования правительства. 50 на 50 (портфелей – Фокус) – такого толерантного отношения к партнерам никогда не было в истории Украины, учитывая, что БЮТ поддержало 30% населения, а наших партнеров – всего 14. К тому же мы пошли навстречу Президенту, который изъявил желание координировать работу силового блока и расставлять кадры. Мы согласились включить в соглашение все его социальные инициативы, несмотря на то, что они слишком затратные. Они обойдутся намного дороже, чем переход на профессиональную армию. Поэтому, скажем так: мы в недоумении.
У вас есть претензии к неподписантам коалиционного соглашения (на момент этого разговора Игорь Криль, Василий Петевка и Иван Плющ все еще не подписали документ – Фокус)?
Какие у нас могут быть претензии к людям из не подотчетной нам структуры? Мы отвечаем за свои 156 мандатов, "Наша Украина" вместе с Президентом – за свои. Внутренние дискуссии – это их проблемы. Мы можем реагировать как люди, но как политики мы этого не делали и не собираемся. У "НУ" есть свой почетный председатель – Президент Украины. И я четко знаю: все, что там происходит, делается с его благословения. Я думаю, что он в состоянии навести порядок в партии.
Причины колебаний некоторых нашеукраинцев мы обсуждать не станем. Мы будем вести переговоры только с людьми, представляющими Блок НУНС. Есть совет, есть лидер блока, а вести переговоры с каждым отдельно – это абсурд. Мы не допустим этого, как и того, чтобы с нашими людьми вели индивидуальные переговоры.
Как вы считаете, почему так получилось, что самое активное сотрудничество в НУНС вы находите со стороны Луценко и Кириленко, а все препятствия создаются людьми, которых связывают с Балогой?
Все знают, что это люди из его команды. Отсюда и эти разговоры, что Балога не совсем готов к подобной коалиции, – это очевидно. В НУНС разные люди, с разной историей, с разным пониманием политики. Это же понятно. И то, что у них идет дискуссия, – это тоже понятно, но не может быть препятствием для принятия решений. На этапе подготовки документов мы вышли на сбалансированное соглашение с огромнейшими уступками со стороны БЮТ. И теперь очевидно, что в НУНС есть группа, которая понимает ситуацию так, как мы, и готова с нами работать, и есть другая, у которой, наверное, какие-то свои интересы.
Что именно их не устраивает?
Мы не знаем, чего реально хочет Балога или те люди, которые не хотят коалиции с БЮТ. Вы же понимаете, что никто публично не говорит об этом.
А что можно предположить?
А зачем нам предполагать? Мы же не выступаем в роли политологов, которые могут строить догадки и версии. Мы реальные политики и четко видим, что наша сторона поставила 156 подписей под соглашением, все депутаты зарегистрировались. То есть мы все свои обещания выполняем. А вот с другой стороны есть проблемы. А предполагать я бы не хотел. Это неправильно.
Как сейчас выглядит протокол расхождений между НУНС и БЮТ?
У нас нет протокола расхождений. Есть документ – могу показать – с подписями на каждой страничке.
Есть информация, что Партия регионов изначально согласилась на выборы с условием широкой коалиции после них. Вы об этом слышали?
Я не знаю о такой договоренности и не хочу знать, поскольку "Наша Украина" подобную возможность отрицает. Мы тем более не сторонники широкой коалиции, и у нас есть соответствующее решение съезда о том, что мы с Партией регионов никакой коалиции никогда создавать не будем, как и с коммунистами. А то, что у нас с НУНС есть нестыковки, определенные сомнения (они и у меня есть), так придет время – и все станет на свои места.
Как вам кажется, будущее самого Ющенко как Президента будет отличаться в случае создания широкой коалиции и демократической? Многие эксперты уверены, что для него это выбор из двух зол и проиграет он в любом случае.
Широкой коалиции не будет. В этом я на 100% уверен. Широкая коалиция – это политическая смерть Ющенко.
Но разве не такая же смерть для него – премьер Тимошенко?
Я знаю одно: только опора на демократические силы дает Ющенко будущее как политику. Эти силы его привели к власти. Он на этом основывался. И поэтому отказываться от этого для любого политика гибельно. Я думаю, Ющенко анализирует ситуацию с Морозом, он адекватный человек и понимает, что любой политик, отказывающийся от принципов, предложенных на Майдане, будет этим же Майданом уничтожен.
По нынешнему проекту коалиции получается, что Юлия Владимировна многим поступается ради премьерства. Вплоть до того, что отдает колоссальные полномочия, отвоеванные на этой должности Януковичем. Зачем, спрашивается, ей в таком случае это кресло?
Все полномочия премьера определятся исключительно Конституцией. И никто не может их изменить. В Законе о Кабмине некоторые вещи были неконституционными, поэтому мы согласились его пересмотреть. Вы же знаете, что у нас и раньше была такая позиция – БЮТ во втором чтении за этот закон не голосовал. Теперь мы сказали, что готовы убрать все нестыковки с Конституцией. Мы не хотим премьера-царя и не хотим президента-царя. Мы считаем, что у премьера должны быть полномочия, достаточные для реализации программы правительства.
Но сейчас речь идет об усилении как раз Президента в ущерб премьеру.
Ну и что? Я был участником этих переговоров. Мы четко определились. Кабмин как центральная власть ничуть не ослаблен. Что касается отношений Кабмина и Президента, то мы пошли на определенные уступки. Сегодня есть уникальная возможность выстроить деловые отношения между правительством и Президентом, имея парламентское большинство для решения проблем страны. И если есть четкие процедуры, позволяющие Президенту влиять на назначение губернаторов, на решения Кабмина, на кадровые вопросы, то мы не считаем, что это как-то мешает премьер-министру.
Янукович как и. о. премьера на ближайший год – многие эксперты не исключают такой возможности, если демократическая коалиция по каким-то причинам не сложится. Как вы на это смотрите?
Это будет колоссальный удар по государственности, по системе власти и по интересам страны. Я не думаю, что украинские политики не понимают, какая колоссальная угроза будет исходить от "и. о." Януковича и его правительства. Правительства, которое не опирается ни на Президента, ни на парламент, ни на большинство граждан. Это была бы огромная ошибка.
Правда, что в этом случае БЮТ будет добиваться отставки Президента?
У нас никогда не было такой дискуссии. Сейчас мы считаем, что есть все основания для создания коалиции демократических сил, и других вариантов не рассматриваем.
Вам сейчас в процессе подготовки заседания новой Рады часто приходится видеться с Морозом. Вы общаетесь?
Нет.