Новый закон о местных выборах, скроенный под Партию регионов и Владимира Литвина, подталкивает оппозиционные силы к объединению в борьбе против власти
Перед тем как уйти в двухмесячный отпуск, народные избранники были вынуждены основательно поработать на благо Партии регионов. По иронии судьбы именно закон о выборах, закрывший сессию Верховной Рады, отрезал путь в местные советы многим политическим игрокам, которые теперь вынуждены будут договариваться с властью или со своими более мелкими партийными коллегами.
"Полный нонсенс"
Самой скандальной нормой нового закона стал запрет на выдвижение кандидатов ячейками, зарегистрированными менее чем за год до даты выборов. "Это полный нонсенс. Везде в мире принято, что за год до выборов никто законы не меняет", – сокрушается один известный политтехнолог, работающий как раз на региональные элиты.
С самого начала норма рассматривалась как удар по так называемым третьим силам, которые могли составить реальную конкуренцию основным политическим партиям на местах.
"У нас паники нет, будем идти на выборы", – бодро заявил в ответ на вопрос Фокуса о новом избирательном законодательстве один из членов "Сильной Украины" Сергея Тигипко. "Сильная Украина" – партия, по которой, достаточно сильно бьет новая норма. Из-за нее политсила сможет выставить своих кандидатов в 462 районах из 688, охватив таким образом только 60% страны. Аналогичная ситуация складывается и у других относительно новых игроков – "За Украину!" Вячеслава Кириленко, "Фронта перемен" Арсения Яценюка, "Гражданской позиции" Анатолия Гриценко, "Свободы" Олега Тягнибока.
Что нужно Литвину
Еще за неделю до принятия закона многие были уверены в том, что первоначальный его вид смягчат. На прошлой неделе корреспондент Фокуса стал свидетелем разговора двух влиятельных политиков, обсуждавших между собой закон о выборах. "Для Регионов самой важной является норма о запрете на участие в выборах блоков. Им надо утопить Юлю. Норму о самовыдвижении и 365 дней уберут. Слишком много критики. Просто Минюст получит негласное указание не регистрировать новые ячейки после принятия", – авторитетно вещал в неформальной обстановке один из политиков. Однако получилось как раз наоборот – был принят самый жесткий вариант проекта, который в том числе запретил самовыдвижение кандидатов по одномандатным округам на любом уровне выше сельсовета.
Еще одним скандальным нововведением стал пункт о формировании избирательных комиссий только парламентскими партиями, хотя, казалось бы, какое отношение имеет парламент к местным выборам. Оказывается, самое непосредственное. По данным Фокуса, жесткая форма проекта была принята по настоянию спикера Владимира Литвина. Именно он настоял на том, чтобы в законе остался запрет на самовыдвижение и "норма-365".
"Литвин пригрозил, что его депутаты не будут голосовать за закон. Кроме того, он как спикер мог добиться переноса голосования за этот проект на осень, а так, видите, все работали в выходной день", – рассказал Фокусу один из народных депутатов. При этом Литвин якобы не был против принципиальной для регионалов нормы о запрете выдвижения блоков. "Его Народная партия – старая структура, формировавшаяся еще при Кучме. Поэтому вряд ли это ему каким-то образом помешало", – объясняет первый заместитель фракции БЮТ Андрей Кожемякин. По его же словам, эта норма вряд ли свяжет руки и Юлии Тимошенко: "Нам не нравится закон, но мы будем по нему работать. При этом никакого ребрендинга нашей партии "Батькивщина" не будет. Это патриотическое, знакомое избирателю название".
Что касается позиции Литвина, то при личном рейтинге в 3–4%, рейтинге недоверия в пределах 39–43% и рейтинге его блока в 1,3% (все данные – Центра Разумкова), она становится понятной. Для Литвина, шансы которого на попадание в следующий парламент имеют тенденцию к уменьшению, снижение конкуренции на местных выборах и попытка внедриться в местные органы власти, используя протестные настроения людей, – это верный способ остаться во власти.
Перемены для "Фронта"
После принятия нового закона вполне может оказаться, что, стремясь к абсолютному господству, власть ненамеренно подыгрывает оппозиции. Вместо того чтобы использовать принцип "разделяй и властвуй", Банковая сама подталкивает средние и мелкие политические силы к объединению против себя.
ЗАКОН СУРОВ
Самые радикальные изменения, касающиеся местных выборов
Система выборов мэров, а также депутатов в районные и областные советы теперь становится не пропорциональной партийной, а смешанной – партийно-мажоритарной. Впрочем, выдвигать мажоритарщиков будут иметь право только партии. Единственной заметной разницей для избирателя станет закрепленность конкретного депутата-мажоритарщика за округом. Кроме того, отменена возможность самовыдвижения граждан в мэры.
Кандидатов в советы могут выдвигать только первичные партийные организации, зарегистрированные не менее чем за 365 дней до даты выборов. Ранее право выдвижения получала партия, зарегистрировавшаяся не менее чем за год до выборов.
Территориальные избирательные комиссии формирует ЦИК из представителей парламентских партий. До этого комиссии могли формироваться из представителей внепарламентских партий, баллотирующихся в местные советы на той или иной территории.
Сергей Высоцкий, Наталья Бублий, Фокус