Ту-154 вчера совершил аварийную посадку в Республике Коми. Самолет с отказавшими системами управления, навигации и радиосвязи приземлился на заброшенную в тайге вертолетную площадку, прорубил в деревьях 200-метровую просеку и остановился в болоте
При этом лайнер получил незначительные повреждения, а 79 находившихся на борту человек отделались испугом.
Представители ЗАО "Алроса", которому принадлежит борт, называют происшедшее чудом; они надеются поднять машину в воздух с помощью летчиков-испытателей. Те, в свою очередь, говорят, что взлет станет вторым чудом, пишет российский Коммерсантъ.
Пассажирский Ту-154, на борту которого находились 71 пассажир и 8 членов экипажа, вылетел из якутского аэропорта Полярный около десяти утра. Примерно в это же время (с учетом 6-часовой разницы во времени между Москвой и Якутском) борт должен был приземлиться в московском аэропорту Домодедово. Однако через четыре часа после взлета - Ту-154 в это время пролетал над малонаселенной тайгой, расположенной по обоим берегам реки Печоры - машина начала стремительно снижаться.
"До Москвы было еще часа два лету, поэтому многие пассажиры заволновались. Однако стюардессы спокойно объяснили нам, что все в порядке, просто нужно поменять эшелон", - рассказал летевший этим рейсом студент.
Когда в иллюминаторах стала видна тайга, на связь с пассажирами вышел уже командир и приказал приготовиться к аварийной посадке. По словам студента, в иллюминаторах не было видно ничего, кроме деревьев. Выполнив несколько кругов над лесом, Ту-154 оказался на поросших травой бетонных плитах, затем стремительно пронесся сквозь частокол невысоких деревьев, срубая их крыльями, и наконец остановился, когда шасси увязло в заболоченной низине.
По словам главы администрации Ижемского района Республики Коми Петра Дитяте, в этом месте маленькие самолеты вроде Як-40 и Ан-24 последний раз садились лет десять назад.
Пассажиров и летчиков посадили в автобусы и перевезли их в спортзал ижемской школы. Через несколько часов их вертолетами отправили в соседний поселок Ухта, а оттуда уже резервным самолетом переправили в Москву. Отмечается, что уговорить на продолжение полета удалось не всех - одна супружеская пара предпочла поездку на поезде.
По предварительным данным, на борту Ту-154 отказали сразу три из четырех генераторов, вырабатывающих электроэнергию. В результате, когда самолет находился на высоте более 10 тыс. м, у него отказали бортовые приборы, навигация, радиосвязь и нарушилась система управления. Пилот Евгений Новоселов вначале опустил самолет до высоты 3 тыс. м, чтобы попытаться запустить так называемую вспомогательную силовую установку, приводящую в действие четвертый резервный генератор, а когда из этого ничего не вышло, был вынужден искать место для посадки. Заброшенный аэродром, длина полосы которого всего 1 тыс. 200 м (для Ту-154 нужно вдвое больше), он увидел случайно - в Коми в этот день была ясная погода. Посадку ему пришлось осуществлять визуально без приборов и на повышенной скорости, поскольку не удалось выпустить закрылки.