Давид Жвания рассказал Фокусу о том, что должно произойти, чтобы нынешний парламент проработал до 2015 года
Опытный бизнесмен и политик Давид Жвания всегда действовал исключительно в своих интересах. Основной союзник Виктора Ющенко, он, поссорившись с экс-президентом, стал близким к Юлии Тимошенко. А в марте нынешнего года вступил в коалицию Партии регионов. Сейчас Жвания, руководитель отдельной депутатской группы "Право выбора" и член Христианско‑демократического союза, не оставляет надежды на то, что все еще сможет сыграть свою игру с властью.
– Почти одновременно прозвучала новость о том, что руководство "Нашей Украины" покинуло партию, и ваше заявление о готовности принять в ряды ХДС часть фракции НУНС. Это не случайно?
– Нет, просто совпадение. Я четко могу заявить, что в "нашеукраинском" процессе не участвовал. Нельзя заниматься тем, чего не существует.
– Вы готовы принять в свои ряды бывших коллег?
– Мы давно ведем об этом дискуссию. Дело в том, что "Наша Украина" – политическая партия, которая формировалась в рамках избирательной кампании кандидата в президенты Виктора Ющенко. Он больше не глава государства, а основные политические игроки партии давно покинули ее ряды.
– Ваша цель – это отдельная фракция в парламенте?
– Моя задача – монолитность НУ-НС. Местные выборы немного оттянули процесс объединения. Речь идет о том, что когда-нибудь ради большого объединения встанет вопрос о слиянии партий, входящих во фракцию НУНС. Я не исключаю, что когда‑нибудь такое объединение все-таки произойдет.
– Тем не менее у вас в активе пока 15 депутатов, а не 37. Говорят, что вы все-таки пытаетесь собрать 37 нунсовцев.
– Я хочу, чтобы НУ-НС была полноценной фракцией. Пока в коалиции состоят депутаты из группы "Право выбора". Думаю, что в ближайшее время мы будем инициировать дискуссию и сядем за стол переговоров с остальными членами НУНС. Если нам удастся восстановить единую фракцию, мы сможем начать переговоры с нашими партнерами и создать коалицию, участники которой будут иметь однородную идеологическую основу.
– Что вы имеете в виду?
– Я приведу простой пример: в рамках данного большинства принятие решений по евроинтеграции в коалиции невозможно из‑за присутствия в ней коммунистов. Эту проблему можно решить. Но пока многие политические силы, которые сегодня находятся в блоке НУ-НС, не готовы вступать в активную фазу переговоров из‑за местных выборов.
– Почему вы думаете, что Партия регионов будет ради вас отказываться от коммунистов?
– Потому что существует идеология. Партия регионов – это все‑таки больше либеральная, но уж точно не левая партия. Поэтому идеологически они не совместимы. Симоненко сегодня превращается в полного маргинала, когда, заигрывая с избирателями, критикует решения власти. Группа "Право выбора" вошла в коалицию, потому что мы хотим, чтобы страна вышла из кризиса, и готовы поддержать для этого непопулярные, но нужные реформы. А коммунисты не смогут поддержать эти реформы, так как они потеряют своего избирателя.
– А ваши взгляды на реформу Конституции с мнением Партии регионов тоже сходятся?
– Как вам идея о том, чтобы продлить в обмен на голосование по Конституции полномочия парламента до 2015 года?
– Прецедентов продления срока полномочий парламента на год или полтора много. На полный срок – не было никогда, но проблема здесь в другом. Если будет поднят вопрос о проведении конституционной реформы и мы сможем ее реализовать согласно букве закона, я не исключаю, что президентские и парламентские выборы могут состояться теоретически одновременно. По срокам подходит 2015 год. Напоминаю, что процесс внесения изменений в Конституцию является сложным с организационной, правовой и политической точек зрения. Должно пройти обсуждение, согласование всех спорных положений. Кроме того, собрать 300 голосов народных депутатов не так‑то просто.
– Януковичу удастся их собрать?
– В связи с тем, что этот вопрос сегодня на повестке дня не стоит, он требует очень масштабного обсуждения. Пока голосов нет. Когда появится документ, вокруг которого начнется дискуссия, только под это начнут собираться голоса. В процессе работы над идеологической коалицией все вопросы взаимосвязаны, и их нельзя разрывать. Мы должны сесть за стол переговоров, начать дискуссию, и тогда у нас есть шанс набрать 300 голосов. В общем, нужно выходить на широкие публичные соглашения. Кулуарно это не происходит. 300 голосов должны эффективно работать на протяжении двух сессий. Это не значит, что если они один раз проголосовали – этого достаточно.
Наталья Бублий, Фокус