Разделы
Материалы

Работа над ошибками. Интервью с Юлией Тимошенко

Юлия Тимошенко объяснила Фокусу, в чем она ошиблась, а также рассказала о том, что стоит за уголовными делами против Александра Турчинова

Через семь месяцев, прошедших со дня президентских выборов, у Юлии Тимошенко все еще порой дрожат руки. Скорее всего, от нервного напряжения. Во время разговора она то и дело срывается на резкий тон, но, похоже, внутреннее принятие проигрыша уже произошло. По крайней мере, это подтверждают ее слова: Тимошенко уже не говорит о себе как о непогрешимой. Признает ошибки, соглашается, что БЮТ был вождистским проектом, сознается, что во время ее премьерства к партии "прилипли" не те люди. Тем не менее общение с лидером БЮТ похоже на маленький митинг – добиться в ее ответах конкретики очень сложно. Впрочем, несмотря на неудачи, Юлия Тимошенко остается такой же, как и раньше, – сильнейшим политиком и опасным врагом для оппонентов.

– Нет ли у вас ощущения, как у человека, который какое-то время был главным в стране, что вы не справились с поставленной задачей? Нет ли разочарования в себе?

– Главным в стране по возможностям и полномочиям был и остается президент. Мне чужих регалий не нужно. Что же до оценки своей работы, то этот вопрос должен быть задан людям. Сегодня каждый может сравнить, как мы все вместе проходили кризис – тяжело, но достойно, и что происходит сейчас. Сегодня и без мирового кризиса в стране полный экономический развал. Может быть, я что-то делала не так, ведь такой кризис страна и мир переживали впервые. Теперь вся власть в руках одного человека. Этот человек даже сказал, находясь в Китае, что сейчас у страны только один водитель. Судя по стремлению унизить свободу, да и по результатам в экономике и социальной сфере, этот водитель даже никогда не сдавал на права.

– Вы говорите, что оценку должен выставлять народ. В таком случае ваш проигрыш на президентских выборах – это была оценка народа или ошибка народа?

– То, что Янукович стал президентом Украины, говорит о том, что со своей задачей я не справилась. Хотя не секрет, что у меня не было даже сотой части той власти, которая есть у Януковича сейчас, для того, чтобы менять страну к лучшему. Да и два Виктора, как одна команда, четко и слаженно работали в кризис против моего правительства. Справились отлично – могут же, когда хотят. Но, находясь на посту премьер-министра в фактической оппозиции, я не смогла выполнить задачу, которую сама перед собой ставила, – коренным образом изменить страну. Будете удивлены, но я думаю, что сейчас шансы Украины провести судьбоносные изменения значительно возрастают. Народ и элиты видят работу политического "бульдозера" в действии и очень быстро прозревают.

– БЮТ всегда был вождистской партией. С недавних пор вы говорите, что этот принцип себя изжил. Почему?

– Во всех странах молодой демократии эволюция партий начинается с партий лидерского типа. Мы ничего нового не изобрели. Но сейчас наступил момент структурной модернизации нашей партии. Будет многократно усилена внутренняя демократия, децентрализация, четко выстроена система ценностей, которые мы отстаиваем. В октябре состоится съезд партии, на котором мы примем изменения в устав и обновленную программу, чтобы эти идеи воплотить в жизнь. Именно поэтому я прежде всего признаю свои ошибки и имею здравый смысл, чтобы их исправлять.

– А как лично вы реагируете на массовый исход из вашей партии?

– Уходят те, кто думает и принимает решения не разумом и сердцем, а желудком. Уходят те, кто хотел на наших идеалах и на нашей борьбе делать деньги. Уходят те, кто, возможно, и не плох, но слаб и ломается при первых политических репрессиях или искушениях. На смену приходят другие – кто силен и независим, кто готов идти вперед и не скулит, что его три раза в день не кормят трюфелями и фуа-гра. Очень много политической грязи прилипло к ногам нашей партии во времена моего премьерства. Моя вина, что не всех разглядела. Сейчас счищаем с каблуков все, что пристало.

– Недавно Богдан Губский – один из самых близких к вам людей – был исключен из партии и сделал разгромное заявление об Александре Турчинове. Что между вами произошло?

– Европейская народная партия приняла жесткую резолюцию по поводу ситуации в Украине, отметив, что наблюдается сворачивание свобод и демократии. Она будет иметь какие-нибудь последствия?

– Не все знают, что такое Европейская народная партия. Это объединение 73 партий из 39 стран европейской части мира. Фактически там представлены все правящие партии Европы, включая политсилы таких глав государств, как Меркель, Саркози, Туск, Берлускони. Так что разгромная резолюция Европейской народной партии – это очень жесткий сигнал Януковичу прекратить строить авторитарный режим. Совет Европы рассматривает эти вопросы на своей ассамблее. Есть предусмотренные санкции. Януковичу не надо доводить страну до той грани, после которой ее просто исключат из Совета Европы, а путь в Европейский союз будет закрыт для Украины навсегда.

– Окружение президента это понимает?

– Окружение лихорадочно зарабатывает деньги. Сегодня они уже не знают, сколько продлится это их счастье. Спешат. Я хочу по-другому поставить вопрос: а понимают ли это элиты и граждане Украины? Как они реагируют на то, что их, по сути, загоняют в гетто третьих слаборазвитых стран? И еще меня беспокоит то, как Партия регионов взращивает послушную оппозицию, щедро пиарит ее на своих телеканалах и даже пытается назначать ей вождей. Меня поразило поведение "Свободы" на митинге возле Верховной Рады 7 сентября, на который люди приехали со всей страны отстаивать свои права и независимость нашей страны. "Свобода" закрикивала и захлопывала авторитетных людей, не давала сказать ни единого слова ни Левку Лукьяненко, ни Дмытру Павлычко, ни Борису Тарасюку. По-моему, эти люди всей своей жизнью заслужили уважение и благодарность, а не крики "ганьба". Оппозиционный майдан срывался руками партии "Свобода". А вечером на телеканале "Интер" я увидела детальное и "правильное" освещение этой провокации.

– Сейчас идут массовые аресты ваших соратников. Турчинова в конце концов могут арестовать?

– Нужно ставить вопрос, не когда арестуют Турчинова, а за что его арестовывать. Нужно ставить вопрос, почему сегодня глава СБУ, миллиардер и партнер Фирташа, издевается над Турчиновым, над Макаренко, над Диденко. Над простыми и нормальными людьми, такими как заместитель бухгалтера НАК "Нафтогаз". Турчинов – сильный и достойный человек, а для падших особое наслаждение ломать именно таких людей. Пусть не суетятся. Он не ломается.

– А вас арестовать могут?

– Я думаю, они бы уже давно это сделали. Просто не могут точно определиться, пойдет ли это их рейтингам на пользу. Конечно, они мечтают, чтобы меня каким-то образом не стало. Но должна огорчить – не с их счастьем.

– Виктор Янукович заявил о том, что Украина удовлетворит требования "РосУкрЭнерго". Это означает, что договоренности о схеме раздела газовых денег достигнуты. Вы знаете, что это за схема?

– Отобранные у страны газовые деньги уже начали делить между собой: приблизительно 5,4 млрд. долларов, которые сегодня собирают с населения, повышая цены на газ и тепло. Туда же идут деньги, полученные от МВФ.

– Будут отдавать деньгами или газом?

– А есть ли разница? В зависимости от обстоятельств. Если газом, то Украине его придется дополнительно купить у России, а рассчитываться за это будет НАК "Нафтогаз", а значит, украинский бюджет.

Интервью давалось на украинском языке.

Сергей Высоцкий, Наталья Бублий, Фокус