Увольнение «оранжевых» министров наконец-то состоялось. Правда, парламент и Кабмин сделали только полдела: из четырех «нашеукраинских» членов правительства уволили двоих. На их места тут же были назначены Юрий Богуцкий, сменивший главу Минкульта Игоря Лихового, и Александр Лавринович, принявший вахту от руководителя Минюста Романа Зварыча. Решение по остальным отложено на две недели
Долгие проводы
После того, как "Наша Украина" объявила о своем переходе в оппозицию, а ее министры написали заявления об отставке, прошло больше двух недель. Все это время политологи и журналисты пытались спрогнозировать: уйдут министры по-настоящему или все это игра на нервах премьер-министра Виктора Януковича. В минувшую среду парламент дал половину ответа на этот вопрос, проголосовав за отставку министра культуры Игоря Лихового и министра юстиции Романа Зварыча.
В этот день народные избранники долго ждали премьера, который пришел только к середине дня, приведя с собой всех четырех "виновников торжества". Выступая перед депутатами, Виктор Федорович не преминул "пнуть" строптивую "Нашу Украину", отметив, что именно она своими политическими заявлениями "подставила" этих четверых, в то время как у него лично к министрам никаких претензий нет. Свое предложение ограничиться пока увольнением только двух министров Янукович объяснил тем, что для остальных еще не найдена замена. Многие восприняли это как вероятность того, что "молодежный" министр Юрий Павленко и глава Минздрава Юрий Поляченко могут сохранить свои портфели. Какую цену в таком случае им придется заплатить, нетрудно догадаться — как минимум отречение от оппозиционности. За день до этого Поляченко, появившийся в парламентских кулуарах, был замечен в зоне "антикризисной" коалиции, где общался со многими депутатами из Партии регионов, КПУ и СПУ. О чем он с ними беседовал — осталось загадкой. Однако на следующий день Виктор Янукович не вынес на голосование в парламент вопрос об отставке Поляченко, хотя депутат-"регионал" Татьяна Бахтеева уже считалась без пяти минут министром здравоохранения.
И.о. лидера "Нашей Украины" Роман Безсмертный категорически отрицает возможность того, что кто-то из двух оставшихся в Кабмине "оранжевых" министров отзовет свое заявление. По крайней мере, мнение руководства блока по этому поводу, заверил Роман Петрович, не изменится. Но никто не гарантирует, что неизменным останется мнение самих министров. Особенно если учесть, что дальнейшая судьба этих кресел — предмет активного диалога между коалицией и Президентом по поводу возвращения "Нашей Украины" в состав "антикризисников".
Похоже, для Романа Зварыча и Игоря Лихового отставка наступила как избавление от мук, оба выглядели весьма довольными и по окончании процедуры даже пожали премьеру руку. Впрочем, некоторое неудовлетворение проскочило в голосе Романа Зварыча, когда на журналистский вопрос о его будущем он раздраженно заявил: "Это мое личное дело!". По-человечески это вполне объяснимо: во второй раз Роману Михайловичу удалось порулить "фемидой" меньше прежнего — всего три месяца.
Смотрите, кто пришел!
Возвращение Юрия Богуцкого на должность министра культуры и Александра Лавриновича на пост министра юстиции трудно назвать сенсацией. О высокой вероятности этих назначений говорили давно, а то, что они уже однажды трудились под началом премьер-министра Януковича, только увеличивало их шансы. Своим третьим пришествием в Кабмин министр культуры обязан гуманитарному вице-премьеру Дмитрию Табачнику, пролоббировавшему это назначение, а также своему управленческому опыту, полученному еще в комсомоле. Большими достижениями на ниве обустройства украинской культуры и признанием в массах г-н Богуцкий похвастать может едва ли. "Он очень милый и даже порядочный человек, но ведь украинская культура состоит не только из сельских клубов и самодеятельности", — охарактеризовала как-то руководителя ведомства журналистка Юлия Мостовая.
Но куда как одиознее выглядит фигура "нового старого" министра юстиции Александра Лавриновича. В бытность его министром в 2002-2005 гг. женская часть минюстовского коллектива называла его не иначе как "душечка". Вне стен министерства к г-ну Лавриновичу отношение было противоречивым. Физик по образованию, Александр Лавринович начал свою политическую карьеру в Народном Рухе Украины с первых дней его основания и заслужил уважение своих однопартийцев, проявившееся не только в добрых словах, но и в назначениях Лавриновича на видные должности в партийной и государственной структурах. До раскола Руха в 1997 г. Александр Владимирович был заместителем лидера партии Вячеслава Чорновила и успел поработать в Центризбиркоме, пройдя путь от рядового члена ЦИК до заместителя председателя, а после — и. о. главы Центральной избирательной комиссии. Начиная с 1994 г., Лавринович трижды избирался в Верховную Раду. Уже будучи депутатом, получил юридическое образование.
Усадив в 2000 г. Олеся Лавриновича в кресло главы следственной комиссии по делу Гонгадзе, журналисты фактически вручили ему ключ от далеко не последнего кабинета в Министерстве юстиции: в 2001 г. Лавринович был назначен госсекретарем Минюста. Таким образом Президент Леонид Кучма вознаградил Лавриновича за ненавязчивое саботирование работы комиссии в течение всего "кассетного скандала". Многие после такого поворота событий разочаровались в г-не Лавриновиче. Однако его профессиональных качеств это не умалило. В 2002 г. он стал перед выбором: депутатское кресло в оппозиционном блоке Виктора Ющенко или портфель министра юстиции. Он выбрал второе. На министерской должности Лавринович активно трудился на благо Президента и правительства, усовершенствовал структуру ведомства, но яркими шагами не отличился. После прихода к власти "оранжевой" команды отсиживался в ОАО "Укрнафта" (контролируемом группой "Приват") на должности заместителя председателя правления. В личных беседах г-н Лавринович сетовал на то, что, несмотря на внушительную зарплату, работа не отвечала его амбициям.
С возвращением в августе этого года в премьерское кресло Януковича звезда Лавриновича загорелась с новой силой. Он возглавил управление юридического обеспечения кабминовского секретариата, фактически создав альтернативный центр по принятию решений, касающихся правовых вопросов. Вместе с бывшим заместителем главы администрации Президента по правовой политике при Викторе Медведчуке Леонидом Пидпаловым Лавринович стал главным юридическим экспертом Виктора Януковича и ведущим игроком в борьбе Кабмина с секретариатом Президента на юридическом поле. Именно с его подачи возник инцидент вокруг контрассигнации президентских указов. Ему же удалось в обход Министерства юстиции подготовить обращение в Конституционный суд с просьбой разъяснить, кто должен назначать и увольнять губернаторов, о чем министр юстиции Зварыч узнал только на заседании Кабмина.
И снова в бой
Деятели культуры назначение Юрия Богуцкого встретили весьма сдержанно. От такой кадровой ротации им ни холодно, ни жарко — еще ни один министр не смог добиться увеличения финансирования и решения других насущных проблем культурной сферы. Вряд ли это удастся Юрию Петровичу, даже с учетом того, что это его третий министерский срок.
В отличие от Минкульта, в деятельности которого серьезных изменений не предвидится, Минюст ожидают преобразования как по кадровой части, так и по отношению к ветвям власти. Несмотря на то, что Александр Владимирович положительно оценивает приход в секретариат Президента Виктора Балоги и Арсения Яценюка (после этого, по его словам, началось улучшение в рабочих отношениях между Кабмином и СП), он все равно остается человеком Януковича. С уходом Зварыча глава государства потерял контроль над мощным юридическим механизмом, и теперь ему придется укреплять состав правовой службы своей канцелярии. По мнению главы парламентского комитета по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности Владимира Стретовича, от произошедшей кадровой замены премьер-министр выигрывает хотя бы потому, что ему будет намного проще готовить проекты постановлений и законов, а также легализировать все необходимые ему документы. Тем не менее, г-н Стретович считает, что Лавринович в должности министра юстиции для "оранжевой" команды — наилучший вариант из тех кандидатур, которые могла предложить Партия регионов. Наверное, такое мнение Владимира Николаевича об Александре Владимировиче объясняется тем, что их связывает долгая совместная политическая работа в лагере национал-демократов. Однако есть и другая точка зрения. Не "донецкий", но высококвалифицированный юрист Лавринович для Виктора Ющенко и "Нашей Украины" куда более опасный противник, нежели ярый "регионал" с невысоким юридическим уровнем. За последние три месяца Александр Владимирович отлично продемонстрировал свои "бойцовские" качества.