Новый парламент, который Президент предлагает избрать 27 мая, на поверку может оказаться старым. И в лицах, и в расстановках основных сил
БЮТ и ПР: главные герои
— Ясно, что основной поединок кампании произойдет между этими двумя силами, — говорит Фокусу политолог Виктор Небоженко. — Но им вряд ли удастся сильно потеснить друг друга. В парламенте будет либо несущественно больше одной, либо несущественно больше другой из них.
Любопытно, что его оценка совпадает с мнением свежих социологических исследований.
Даже если партии ощутимо обновят списки (БЮТ, например, "зачистит" потенциальных перебежчиков, а ПР наберет побольше публичных, а не бизнес-персонажей), количественные расстановки полученных фракций, убеждают эксперты, вряд ли изменятся. При этом, подчеркивают социологи, 50 % парламентских кресел никому из двоих не светит — им все равно придется объединяться с кем-то из "младших" сил. Значит — да здравствует новая коалициада.
Ставка на Луценко
Конструировать общий список "нашеукраинцы" и БЮТ отказались давно и настолько категорично, что в их искренности даже трудно усомниться. Поодиночке обе силы смогут набрать больше голосов, уверяет Тимошенко. Для "Нашей Украины" это означает: "помоги себе сама". И там, кажется, знают, как немного подтянуть собственный рейтинг до более чем проходного уровня. В этом "НУ" нынче возлагает надежду на лидера "Народной самообороны", формально ни в какой партии не состоящего, Юрия Луценко. Именно он, полагают эксперты, возглавит список партии (или блока) после того, как ее отказался возглавлять Президент. Других ярких кандидатов в вожди у "оранжевых" все равно нет.
Впервые о лидерстве экс-социалиста в увядающей политсиле Президента заговорили еще перед осенними съездами НУ. Но потом, очевидно, было принято решение раскручивать Луценко отдельно и не омрачать его имидж "полевого командира" непростой репутацией президентской политсилы. Теперь, когда Луценко заявлен как самодостаточный лидер — он вполне созрел для того, чтобы в качестве "свежей крови" влиться в реформированную "НУ". При желании, его выступление на последнем съезде "Нашей Украины" можно истолковать именно в этом духе.
— Вы спросите: где место Луценко и "Народной самообороны"? Я знаю свое место, оно будет вместе с вами в едином списке демократических сил, — говорил он, обращаясь к делегатам съезда. — Я шутя говорю: а в каждой шутке доля правды! НСНУ — это аббревиатура "Народная самооборона" — "Наша Украина".
Впрочем, политические оппоненты, как им и следует, не прочат союза НС+НУ.
— Господин Луценко торжественно "кинет" Ющенко и присоединится к Юлии Владимировне — это и ежу понятно, — уверяет, например, в разговоре с Фокусом "регионал" Дмитрий Святаш.
В БЮТе давно и яростно ревнуют Луценко к своему электорату. Но вряд ли попытаются завербовать себе конкурента. Скорее понадеются на то, что он без следа растворится в "Нашей Украине".
СПУ "подарит" голоса КПУ?
У Соцпартии немало поводов быть особенно расстроенной президентскими решением.
С самого лета рейтинги ее в основном неутешительны. И если в прошлые выборы на критической отметке в 3 % всю кампанию балансировал блок Натальи Витренко, то теперь во взвешенном состоянии между парламентом и небытием находится уже Соцпартия. Нынешним парламентским социалистам впору думать о вхождении в список Партии регионов, но насколько известно Фокусу, пока речь об этом не ведется вообще — такой акт политического малодушия если и вытащил бы кого-то персонально, то поставил бы крест на 16-летней истории СПУ в целом.
Так что на вопрос, как соратники по коалиции собираются спасать от возможной электоральной смерти Александра Мороза, в Партии регионов пока отвечают: никак. Сам справится.
— Я хорошо знаю Мороза и знаю, что он не пошел бы к нам в список, — говорит Фокусу советник премьера Анна Герман. — Он очень гордый человек. Он пойдет на выборы со своими товарищами. И выиграет!
— А чего вы вообще решили, что выборы будут? — пресекает все попытки Фокуса порассуждать на больную для социалистов тему социалист Александр Баранивский. — Не будет их! Мы даже мысли такой не допускаем.
Зато, по мнению социологов, потерянными СПУ процентами прирастут коммунисты — электорат у них близкий, авось удастся перенести свои симпатии с Александра Александровича на Петра Алексеевича.
Аутсайдеры мечтают побеждать
Кто приободрится по случаю досрочных выборов — так это оставшиеся по ту сторону проходного барьера в результате прошлой кампании.
Между 1% и 3% "застряло", по результатам выборов-2006, сразу пять политсил — блок "Пора"-ПРП (1,47%), "Віче" Инны Богословской (1,74%), Блок Костенко-Плюща (1,87%), Народный блок Литвина (2, 44%) и Блок Натальи Витренко (2,93%).
Буквально все они теперь обнадежены роспуском и изо всех сил ищут новый формат, чтоб не повторять старых — "нефартовых" приемов.
— Мы, конечно же, будем участвовать в выборах, — говорит Фокусу Инна Богословская. — И я допускаю, что это будет уже не одно "Віче", а целый блок сил, призванных противостоять солидаризму Тимошенко.
Вступать в гонку, как прежде, отдельной партией Богословская не рискует.
— Победа партии-одиночки в досрочных выборах — это утопия! — уверена она.
А вот экс-спикер Литвин, как уже сообщил, намерен возрождать именно "родную" Народную партию — и никаких блоков: "Я не намерен поддерживать ни одну из сторон, я за силу закона и здравого смысла". Прогрессивная социалистка Наталья Витренко в этот раз тоже сама за себя — и намерена отбивать электорат в первую очередь у "регионалов", СПУ и КПУ.
К некоторым из аутсайдеров прошлых выборов рейтинги благосклонны. Но даже самые лояльные из экспертов сейчас не сулят успехов непарламентским партиям: два месяца — слишком небольшой срок, чтобы расположить к себе избирателя.
— За такое время технологически невозможно провести полноценную кампанию, — уверен политэксперт Дмитрий Белянский.
— Быстро играют только в наперстки, но не в выборы, — вторит ему Виктор Небоженко. — Гонку на короткой дистанции выиграют только те, кто к ней готов уже сейчас. Так что новых лиц в Раде не предвидится — и в этом смысле страна некоторым образом уже проиграла.