В качестве содокладчика ПАСЕ Ханне Северинсен приехала в Киев последний раз: срок ее полномочий истекает. Визит начался неожиданно – Виктор Ющенко вручил датчанке орден «За заслуги» II степени. Г-жа Северинсен рассказала Фокусу, чем она заслужила такую награду
У вас есть другие государственные награды?
Два ордена – "Рыцарь датского флага" и "Рыцарь датского флага" I степени. За неделю до моего визита в Киев мне позвонила посол Украины в Дании, чтобы выяснить, что это за ордена. Видимо, ее волновало, чтобы датские награды не оказались более высокими. Я, честно говоря, не думала, что вручение будет проходить в настолько пышной обстановке, в присутствии Президента. В Дании так не принято.
Не является ли украинский орден вознаграждением за ваши позитивные высказывания в адрес Украины?
Нет, конечно. Это награда за то, что я 12 лет занималась Украиной. Более того, во время последней встречи с Виктором Ющенко я высказывала и критические замечания.
В чем заключалась критика?
Я говорила о референдуме по внесению изменений в Конституцию, который Украине, видимо, предстоит пережить. Считаю, его нельзя проводить до тех пор, пока с этими изменениями не согласятся две трети парламента. Кроме того, важно подготовить народ, заранее дать ему понять, о чем пойдет речь на референдуме, четко сформулировать тезисы. И главный момент – Украине необходимо определиться: может, Конституция и не нуждается в глобальных изменениях? Возможно, достаточно внести ясность в вопрос распределения полномочий между Президентом, правительством и парламентом.
Согласны ли вы с мнением украинской оппозиции, рассматривающей возвращение советских вкладов исключительно как популистский прием Юлии Тимошенко?
Я заметила ажиотаж вокруг этого события. Но от комментариев воздержусь. Это дело украинского правительства.
Вы даете повод заподозрить вас в личных симпатиях к Юлии Тимошенко.
Это тут ни при чем (явно смущается, и, скорее всего, потому, что слух о назначении г-жи Северинсен советником Кабмина имеет под собой основания – Фокус). Я убеждена, что Янукович, находясь у власти, тоже мог бы организовать возврат вкладов.
Его действия вы бы тоже не стали комментировать?
Не стала бы. Перед выборами 2004 года он ведь тоже выплачивал надбавки к пенсиям. Сейчас похожая ситуация. Наверное, у вас так принято. Я знаю, что экономисты предостерегают Украину от высокой инфляции, и она уже достаточно высока. Это минус, поскольку экономика у вас неплохо работает. Только это уже не моя компетенция. Мы в Совете Европы трудимся над вопросами демократии и госуправления, а экономика – не наш вопрос.
Какая проблема из тех, что вы обычно поднимаете в своих докладах, во время ваших визитов в Украину касается лично вас?
Лично меня – никакая. А вот датские предприниматели, которые ведут бизнес в Украине, постоянно жалуются на то, что в стране не работает судебная система. Им дико слышать, когда адвокаты рекомендуют им не судиться, а решать вопросы альтернативными способами, искать компромисс. Для любого общества важно, чтобы все участники того или иного процесса знали, что в стране функционирует судебная система. Я не призываю украинцев жить по-американски, ежедневно выясняя отношения друг с другом в суде. Но властям необходимо сделать так, чтобы и соседка снизу, и сосед сверху знали, что они равны перед законом.
И как мы, по-вашему, тут выживаем?
У вас есть уникальная черта – умение жить и радоваться вопреки всему.