Российские эксперты считают, что в целом 2010 год был благоприятным для российско-украинских взаимоотношений, а основными событиями года стали харьковские соглашения по газу и Черноморскому флоту и выборы президента Украины
Как сообщили УНИАН в Институте Горшенина, об этом свидетельствуют результаты экспертного опроса, проведенного Институтом в рамках исследовательского проекта "Украина-Россия. Итоги года".
В свою очередь президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов (РФ) отметил, что в целом 2010 год был благоприятным для российско-украинских взаимоотношений. "Изменился подход Украины к взаимоотношениям с Россией - в том смысле, что, как мне представляется, по крайней мере, правящая группа украинского политического класса сочла, что рабочие и хорошие, добрососедские партнерские отношения с Россией являются ресурсом Украины как региональной державы", - сказал он. Основными событиями года, по мнению эксперта, стали соглашения по газу и Черноморскому флоту. "Причем каждая из этих сделок по отдельности, и по Черноморскому флоту, и по газу, абсолютно выгодна для обеих сторон. Общественное мнение стран этого не понимает и не готово принять в силу разных причин. В актив можно записать и начавшуюся дискуссию об обмене активами и о создании совместных проектов в вырабатывающей промышленности. Начавшиеся суждения по поводу возможного объединения "Газпрома" с "Нафтогазом" - что я оцениваю как проект мало реалистичный. Но, тем не менее, отсылающий к очень важной объективной проблеме – что будет с украинской газотранспортной системой", - считает Ремизов.
Между тем, по мнению Ремизова, в 2011 глобально концепция украино-российских взаимоотношений не изменится. "У нас есть проблема, например, газовая. Очевидно, что есть разница в восприятии этой проблематики украинской и российской стороной. Мне кажется, быстрого прогресса ожидать не стоит. В авиации тоже у нас есть сложности, поэтому, на мой взгляд, ключевой момент – это перевести сейчас нашу коммуникацию на инновационные проекты и вовлекать в нее гораздо более эффективно малый и средний бизнес. Может быть, было бы неплохо создать какой-нибудь бизнес-инкубатор в Украине наподобие нашего "Сколково". Ну и вторая составляющая – это инфраструктурные проекты, в частности, связанные с использованием транзитного потенциала Украины", - сказал Минченко.