Разделы
Материалы

Поля чудес. Кто купит и перепродаст украинские черноземы

Отмена моратория на продажу земли – второе после 90-х испытание страны масштабной приватизацией. На коррумпированный рынок будет выставлен невиданный объем государственных ресурсов

Разговоры о том, что украинскую землю пора распродавать, начались осенью прошлого года. Тогда на ежегодном бизнес-форуме Yes Виктор Янукович проговорился о том, что пакет земельных законов уже подготовлен. А в середине января 2011-го Госкомзем официально объявил о передаче в Кабмин законопроекта "О рынке земли" и о том, что скоро туда же отправится и законопроект "О земельном кадастре". И чтобы с 1 января 2012 года открыть аукцион по продаже украинской земли, парламентариям нужно лишь впервые за семь лет не продлить в декабре 2011-го мораторий на продажу сельхозземли. В этом заинтересованы практически все участники процесса. И прежде всего – иностранные продовольственные корпорации.

В ожидании

По запросу Ukraine soil (украинская земля) поисковик Лондонской биржи выдает отчет некой компании ESV Group PLC, содержащий следующей текст: "Компания хорошо приспособлена для ведения бизнеса в секторе возобновляемого сельского хозяйства в результате своих капиталовложений в Украину. Знаменитые украинские черноземы, на которых сосредоточены интересы компании, – одни из ценнейших в мире. Долгосрочные договоры аренды на выгодных условиях доступны, и у компании есть перспективные соглашения о ведении сельского хозяйства в аграрном сердце страны". После этих слов следует еще один абзац: "Мир переживает дефицит продуктов питания. И, судя по прогнозам, такая ситуация еще долго будет сохраняться. Сельскохозяйственный обзор Организации экономического сотрудничества и развития прогнозирует постоянный рост мирового населения на 1,1% в год, что потребует к 2050 году увеличить производство продовольствия на 70%. Ожидается, что в Китае, Индии, России и Украине рост производства продовольствия значительно превысит 20%".

Отчет демонстрирует потенциальный интерес инвесторов к украинским черноземам на фоне нарастающего продовольственного кризиса. В общем, властям осталось только вбить в черную украинскую почву табличку Welcome to Ukraine и ждать. Если бы не одно "но".

Уплывающая земля

Фокуса

История о Викторе и Петре

"Даже действующий мораторий не мешал знающим людям обходить его. Порой умельцами были весьма известные люди", – улыбаясь, рассказывает Александр Дюговский, ведущий юрист компании Legart. В первых числах января 2007 года он открыл электронную почту и обнаружил присланные копии договора купли-продажи сельхозземли – подруга просила о консультации. "Накануне, 29 декабря, депутаты проголосовали за очередное продление моратория. Спикер успел подписать документ и спешно закрыл сессию Рады, отправив депутатов в отпуск, а закон – на подпись президенту", – вспоминает Дюговский.

Пока все праздновали Новый год, президент Ющенко применил право вето, и запрет был снят до 13 января, когда депутаты вернулись с каникул и преодолели вето главы государства.

"На фото договоров, которые я обнаружил в почте, были зачеркнуты фамилии, но остались имена покупателей – Виктор и Петр. Девушка, которая прислала документы, работала в штабе "Нашей Украины", – продолжает рассказ юрист. – В первых числах января, как раз пока мораторий не действовал, штабистов собрали и объяснили, мол, пришло время продавать землю. Выяснилось, что на девушку, попросившую консультацию, как и на многих сотрудников штаба, с помощью разных схем были оформлены земельные наделы в Киевской и других областях. На кого гектар, на кого побольше. Девушка, не будь дурой, поняла, что пай у нее приватизирован, и запросила за операцию продажи пая стоимость 6–8 соток в пределах Киевской области. Ребята решили не заедаться и согласились. Так девушка получила свои деньги, а посредники от имени высокопоставленных лиц – земельные наделы.

13-дневной дырой в законе сумели воспользоваться многие. Люди оформляли договоры задним числом и покупали землю. "Это было совершенно вульгарно с точки зрения закона, но коридор многих дельцов вдохновил. Судебные тяжбы, которые заканчивались отчуждением земли на основе бумаг, подписанных якобы в 13-дневный коридор, продолжались вплоть до 2009 года", – разводит руками Александр.

Против всех

Однако каким бы грязным ни был полулегальный рынок земли во времена моратория, его легализация и либерализация может перерасти в настоящий политический кризис. Ведь для некоторых активных сторонников власти госсобственность на землю – это последний рубеж обороны, за которым начинается политический крах. Речь, конечно же, идет о коммунистах. "Коммунисты категорически против отмены моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Мы считаем, что это преступление. Во-первых, у нас нет земельного кадастра, а реальная стоимость земли не определена. Во-вторых, в Украине отсутствует законодательство, которое бы регулировало земельные вопросы – запрещало бы перепрофилирование земли, определяло время ее перепродажи, чтобы исключить спекуляции", – говорит депутат ВР от Компартии Александр Голуб.

Впрочем, как утверждает политолог Владимир Фесенко, нынешняя власть заинтересована в том, чтобы рынок земли заработал. "Похоже, на это есть политическая воля. Рынок земли хотят использовать как инструмент реанимации украинской экономики и как способ привлечения инвестиций, – рассуждает эксперт. – Сопротивление наверняка будет – в первую очередь со стороны коммунистов и Блока Литвина, который ориентирован на сельского избирателя. Возникнут серьезные противоречия и противодействия. Будет проблема и в парламентском большинстве, но при наличии политической воли нехватка голосов компенсируется тушками, и за счет части оппозиционных депутатов, поскольку запуск рынка земли стране необходим".

Сергей Высоцкий, Владимир Денисенко, Евгения Даниленко, Фокус