Новые дома на месте хрущевок появятся не скоро. Строительные компании опасаются ввязываться в такие проекты, а у государства нет денег
С недавних пор одно из самых унылых мест Киева – улица Красноткацкая, застроенная старыми двухэтажками, начала преображаться. Мрачные строения с квартирами, где были микроскопические кухни и проходные комнаты, сменили новые современные высотки с просторными апартаментами. И это не сон измученного отсутствием лифта жильца киевской "хрущобы", а первый и единственный пример реновации квартала старой застройки. В результате реализации этого проекта через 14 лет жилой фонд столицы должен увеличиться на 10 млн. кв. м. Сейчас он составляет 53 млн.
Такое расширение жилплощади могло бы решить проблему дефицита квадратных метров в Киеве, который сейчас составляет около 10 кв. м на одного жителя. Причем в условиях нехватки площадей под новые дома. А генеральный директор строительной компании ТММ Николай Толмачев уверен, что программа реконструкции кварталов старой застройки могла бы обеспечить экономический подъем отрасли, которая еще не полностью восстановилось после кризиса.
Московский стандарт
"В Москве эта программа действует так: строится дом, в который переселяют жителей одной или двух расположенных рядом хрущевок. Здание разбирают, а на этом месте возводят дом, куда переезжают жильцы других пятиэтажек, и так далее", – рассказывает Николай Толмачев. С 1995 года в столице России сравняли с землей 1270 панельных пятиэтажек, заменив их новыми высотками.
По мнению экспертов, перестройка хрущевок в городах России во многом удалась потому, что инвесторам отдавали не по два-три дома, а целые микрорайоны. "Чем больше масштабы строительства, тем больше заработок, – утверждает Дмитрий Пикалов, консультант по гостиничной и жилой недвижимости Украинской торговой гильдии. – Кроме того, в микрорайоне можно грамотно сформировать концепцию застройки".
В 2004 году на украинский рынок попыталась выйти компания "Интеко", принадлежащая Елене Батуриной, жене экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. "Но ей не удалось заполучить микрорайон под реконструкцию, поскольку за такие решения в годы строительного бума надо было "откатить", – рассказывает директор Института города Александр Сергиенко. – В итоге "Интеко" занялась реконструкцией кварталов в Санкт-Петербурге. Там им предоставили такую возможность". Разница лишь в том, что получить микрорайон в городе на Неве инвестор может в ходе аукциона, на котором городские власти предлагают приобрести лоты с готовой документацией.
Не повезло и другой российской строительной компании – "Конти", которая в 2005-м получила разрешение Киевсовета реконструировать квартал на Сырце. Застройщики собирались инвестировать почти $1,5 млрд. в район из 200 пятиэтажек, а жителей хрущевок планировали переселить в новые дома. Стройка забуксовала, не начавшись. Все дело в том, что инициатором сноса старых кварталов была Юлия Тимошенко. В 2005 году ее Кабмин отправили в отставку, а многие начатые ею проекты заморозили.
Впрочем, в Киеве не отказались от идеи попрощаться с хрущевками. В 2007 году даже приняли Закон "О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда". Но этот закон, который должен был подтолкнуть программу строительства, стал главным тормозом прогресса. В документе указано, что отселение собственников жилых помещений домов может проводиться только при 100-процентном их согласии. "Например, если в 100-квартирном доме 99 собственников согласятся переселиться, а один будет против, отселение, а, соответственно, и реконструкцию осуществлять нельзя", – объяснили Фокусу в Минрегионстрое. Так как нет гарантии, что все люди согласятся, инвесторы не выстраиваются в очередь на реконструкцию кварталов хрущевок.
Николай Толмачев рассказывает о своем опыте расселения жильцов из старого харьковского дома: "В этом здании было всего 9 квартир, а процесс переселения занял три года. В итоге наступил кризис, и мы так и не смогли начать стройку". По его подсчетам, сейчас, чтобы в Киеве купить квартиры для жильцов одного 100-квартирного дома, застройщику необходимо вложить не менее $25 млн., учитывая то, что квадратный метр вторичного жилья в столице стоит $2,5 тыс. Причем вернуть эти деньги можно будет не ранее чем через несколько лет, когда все жильцы будут расселены, а новый дом построен и продан.
"Тем не менее запас прочности у застройщиков есть, – отмечает Александр Сергиенко. – Вспомните, сколько они заработали, когда в 2007 году метр жилья, согласно расчетам Минрегионстроя, стоил 500–600 долларов, а стройкомпании продавали его по 2,5–3,5 тысячи".
Сносить нельзя ремонтировать
Еще одна проблема, которую придется решать застройщикам, это замена инженерных коммуникаций, которые в старых кварталах давно изношены. Порой это может вылиться в сумму, равную постройке целого дома. Кроме того, влетит в копеечку и модернизация систем энергоснабжения реконструированных кварталов. "В советское время, когда строили хрущевки, норматив электричества на одну квартиру был не более 5 киловатт в час, – говорит архитектор Георгий Духовичный, – сейчас же потребляют не менее 10–12 киловатт в час".
Однако Дмитрий Пикалов из Украинской торговой гильдии считает, что все затраты могут окупиться. Причем свой заработок застройщики получат даже в том случае, если будут реконструировать кварталы в непрестижных районах города. "В отдаленных районах можно строить дома экономкласса, – подчеркивает эксперт, – а именно на такое жилье в Киеве самый большой спрос".
Инвесторов могут заинтересовать даже окраины. "Власть должна продемонстрировать готовность развивать эти районы, тогда застройщики также захотят вкладывать в них", – раскрывает секрет успешного привлечения частного капитала Олег Пономарев, операционный директор строительной компании De Vision. Пономарев – гражданин Латвии, страны, практически победившей хрущевки. "У нас не перестраивали дома, а модернизировали, обновляли, – вспоминает он. – Схема инвестиций была такой: половину дает государство, другую половину – сами жильцы. Люди вкладывали в свои дома добровольно, ведь они видели, какими комфортными их жилища становятся после обновления".
Георгий Духовичный утверждает, что именно переделка, а не снос хрущевок является более дешевым способом обновления городской среды. Ведь в Киеве нет денег на строительство дорог, школ и поликлиник, которые понадобятся в новых-старых кварталах, где количество жителей возрастет.
Минрегионстрой объявил годом массового сноса старых домов 2009-й. Но реализация программы отложена на неопределенный срок и начнется нескоро, полагают опрошенные Фокусом эксперты. "Пока не будет прозрачных схем выделения земли и отселения жителей, процесс с мертвой точки не сдвинется", – отмечает Дмитрий Пикалов. Одним из факторов риска является также незащищенность вложений, иными словами – возможность пересмотра условий инвестиционного конкурса. Это отпугивает от Украины мощных международных девелоперов с большими деньгами. "В стране легче строить отечественным компаниям, которые умеют договариваться с любыми властями, чем иностранцам, не знакомым с нашей действительностью", – говорит аналитик компании Eavex Capital Оксана Ляшук.
Эксперты называет еще один фактор, из-за которого застройщики не спешат ввязываться в такие масштабные проекты. Это падение доходов украинцев и замерший спрос на жилье. "Реанимировать спрос без помощи государства невозможно, – резюмирует Дмитрий Пикалов, – оно должно взять на себя часть расходов. Ведь реконструкция кварталов хрущевок – это не только экономическая, но и социальная проблема".
Екатерина Шаповал, Фокус